Четверг, 09.05.2024, 10:13Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 16-20

 16.Борьба народов Средней Азии против арабских завоевателей. Восстание Муканны.

 Разногласия между арабами и покоренными народами привели к ряду серьезных восстаний. В 720-722 гг. в Согдиане вспыхнуло восстание. Согдийцы вместе с тюркскими племенами захватили Самарканд. Но вскоре арабы подавили восстание. Однако согдийцы не считали себя покоренными, и после событий 722-723 гг. силы их не были сломлены. Тюрки также не подчинились, они нападали на арабов, наносили им ущерб. В годы наместнечества Ашраса ибн Абдаллаха арабы стали строить укрепления, сторожевые посты на границах с кочевой степью и одновременно проводить исламизацию. Обещая новообращенных освобождать от уплаты хараджа, Ашрас продолжал его сбор. Это вызвало протест населения Согда и Бухары, который перерос в восстание (727-728 гг.).

 В 728 г. согдийцы вытеснили военные отряды арабов из очень многих районов страны. В руках арабов остались только Дабусия и Самарканд. В 729 г. арабам удалось вернуть Бухару. На пять лет Мавераннахр после этих событий (за исключением Самарканда и Бухары и некоторых других мест) вышел из-под власти арабов.

 В 40-х-80-х годах VIII в. народные массы продолжали вести борьбу против завоевателей и установленных ими порядков. Наиболее крупным движением местного населения, охватившим всю долину Заравшана и Кашкадарьи, было восстание, вспыхнувше в 70-х годах 8 века под предводительством Хашима ибн Хакима, прозванного Муканной, что по арабски означает "закрытый покрывалом". Муканна старался придать ему религиозную окраску , проповедовал маздакизм ( все материальные блага должны делиться поровну) и социально е равенство. Началом восстания принято считать 776 г. Муканна объявил людям, что он действует от имени бога, который воплотился в нем Муканна направлял в разные области, главным образом в Мавераннахр, письма-послания с изложением свих проповедей.

 Последователи Муканны грабили караваны, нападали на селения, не желавшие к ним присоединиться, убивали муэдзинов и других мусульманских духовных лиц. На сторону восставших переходили один за другим мелкие города и села Кашкадарьи и Зарафшана. Муканну поддерживали в основном согдийские земледельцы. Большая же часть дехканской знати помогала арабским военачальникам в ликвидации движения Муканны.

 Арабы и арабофильствующие элементы в период восстания стали покидать Мавераннахр. Большая группа беглецов появилась в Багдаде. События настолько обеспокоили аббасидского халифа ал-Махди, что он решил сам взять в свои руки руководство военными операциями против Муканны. Ал-Махди собрал большое хорошо вооруженное войско, часть которого отправил в Мавераннахр, а с другой частью двинулся в Нишапур, чтобы оттуда руководить подавлением восстания.

 Муканна позвал на помощь тюрков. В апреле 776 г. у стен селения Наршахи произошло сражение между арабскими войсками и последователями Муканны. Повстанцы были разбиты.

 Начался второй этап борьбы. На втором этапе напуганная размахом согдийская знать перешла на сторону халифата. В 778 г. войскам халифата удалось завладеть Самаркандом и продолжить наступление на восставших.

 В 783 г. арабскими войсками была захвачена крепость Санам в которой находился Муканна. Все защитники крепости были казнены. Сам Муканна покончил с собой. Со смертью Муканны движение не было окончательно разгромлено. Оно продолжалось еще в течение 100 лет. Последователи его учения ждали его, верили ему и вели проповедь вплоть до XII в.

 Несмотря на поражение, народное восстание имело огромное значение в истории Ср. Азии. Борьба которую вели народные массы против Арабского халифата, явилась ярким примером мужества и свободолюбия народов Ср. Азии.

 Последним восстанием в Согде было народное выступление против халифата под руководством Рафии ибн Лейса (806- 810 гг), проповедовавшего также лозунги маздакизма . Оно было подавлено , после чего правители халифата пришли к выводу , что более целесообразно иметь в качестве наместников в восточных провинциях (Ср.А.) представителей местных династий. Аббасидские халифы стали привлекать к управлению провинциями местную знать, хорошо знакомую с местными условиями, пользующуюся доверием населения. Это положило начало новой эре в истории Среднеазиатской государственности.

 

 17.Распространение религии ислам (VIII-IX вв.). Ташкент – столица исламской культуры.

 Ислам с арбского переводится как «покорный», «верный». Приверженцев ислама наз-ют мусульманами (от арабск. «муслим»-преданный,верный).Религия ислам возникла в 7 веке н.э. в западной части Аравийского полуострова в области Хиджаз в центре с городом Меккой. Основателем религии явл-ся мекканский купец Мухаммад (570-632).

 До VII в . среди арабских племен господствовали политические культы, то есть течения, признающие многобожие. После множества межплеменных споров верх берут сторонники Мухаммада, проповедовавшие принцип единобожия. Однако, противостоящие им течения вынуждают Мухаммада и его сторонников переехать из Мекки в Медину, где они обосновались и за сравнительно короткое время добились успоха в пропаганде ислама. Это переселение состоялось 15 июля 622 г., и с этого момента ведет свое летоисчисление мусульманский календарь – «хиджра» -- (переселение).

 После кончины Мухаммада в 632 г. основанная им община и объединенные с ней арабские племена стали центром новогокрупного объединения арабских родов и племен с центром в Медине. Так оформилось арабское теократическое государство – халифат (халиф – заместитель пророка Мухаммада).

 Основы вероучения изложены в Коране (с арабского «чтение»)- священной книги, которая является богатейшим и уникальным источником мусульманской идеологии. В ней отражены правовые и этические требования, законы, нормы поведения. Хадисы – священные предания о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммада.

 Планомерное завоевание Ср региона началось с 705 г., когда наместником халифата стал Кутейба ибн Муслим, и окончательно было завершено в 30-40-х гг. 8 в., когда к арабскому наместнику была заметно приближена местная аристократия. Арабы за этот период попытались уничтожить местную культуру, духовную жизнь народа, местные языки и религии. Гос языком стал арабский, гос религией – ислам.

 В целях укрепления политической власти халифов в Мовароуннахре и обеспечения ее стабильности особое значение придавалось пропаганде ислама, его широкому распространению среди всех слоев местного населения. Проповедники ислама хорошо понимали ,что для приведении в окончательное повиновение населения Мов-ра, преданного старой вере предков, решающее значение имело обращение всех в ислам. В связи с этим разрушались зороастрийские храмы, а на их место возводились соборные мечети. Представителям местного населения, принявшим ислам, были предоставлены некоторые льготы: 1) они освобождались от уплаты подушного налога – джизьи; 2) не платили поземельный налог – харадж. Лицам, придерживавшимся обрядов ислама и посещавшим мечети для совершения намаза (молитвы), выдовалось денежное вознаграждение в размере 2- дирхемов. Такие меры способствовали распространению ислама среди населения региона. В превую очередь, чтобы избавиться от тяжкого бремени налогов, ислам приняли беднейшие слои населении, а богатых деньги не интересовали, поэтому согласившись принять ислам, они были мусульманами только внешне, а на самом деле тайно продолжали исповедовать религию своих предков, хранили верность своим убеждениям.

 Распространение в те века ислама, его канонов сыграло важную роль в судьбах многих народов. Его философия превратилась в важнейший источник духовного богатсва на последующие времена. Больше того, исламская культура, по признанию многих ученых планеты, стала составной частью мировой цивилизации.

С обретением Узбекистаном независимости в жизни народа произошли коренные изменения. Еще более прекрасным стал облик столицы, усовершенствовалась социальная защита религиозных убеждений граждан страны, были восстановлены и благоустроены святые места, мавзолеи, гробницы и усыпальницы, где обрел вечный покой прах таких маститых представителей исламского мира, как Абу Исо Мухаммад ибн Исо ат Термези, Бахоудин Накшбанд, Ходжа Ахрар Вали, Имам ал-Бухори, Имам Мотуриди, Абдухалик Гиждувани, Амир Темур, Бурхониддин Маргилани.

 Ташкент был родиной целой плеяды всемирно известных ученых богословов. Имена многих наших прославленных предков навеки останутся в его истории: это Каффаль аш-Шаший, шейх Хаванд Тахур, Ходжа Ахрар Вали, Бахриддин Чочи, Хафиз Кухаки, Абубакр Шаши. Ташкент богат историческими памятниками мусульманского зодчества. Самый древний и известный район Ташкента - махалля Хастимом, в прошлом религиозный, духовный, научный и просветительский центр. За последние годы были осуществлены широкомасштабные работы по восстановлению и реставрации религиозного комплекса Хазрати Имам, где хранится один из самых древних и священных экземпляров известного Корана Усмана. Здесь расположены мавзолей Хазрати Имам, медресе Барак-хан, подготовившие сотни ученых-богословов, соборная мечеть Тилла Шайх, библиотека Управления мусульман Узбекистана, где хранится бесценный Мусхаф Усмана - впервые составленный экземпляр Корана, а также экземпляры "Корана", изданные на разных языках. Мавзолей Каффал Шаши возведен над могилой ученого-богослова, талантливого писателя и поэта, известного под именем Абубакр Мухаммад ибн Али ал-Каффаль-ат-Шаши ал-Кабир (904 - 976).

В годы независимости в нашей стране большое внимание стало уделяться вопросам религиозного образования. Тот факт, что в столице Узбекистана действуют Исламский университет, который готовит высококвалифицированных специалистов-теологов, а также специальное религиозное учебное заведение для женщин "Хадичаи Кубро" - ярчайшее подтверждение заботы государства о свободе вероисповедания народа.

Узбекистан обрел большой авторитет в исламском мире, благодаря чему в 2007 г. его столица - Ташкент была объявлена "Столицей мира исламской культуры". Это высокое звание присваивает Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), которая является одной из структур организации "Исламская конференция".

 

 18. Государства Саманидов(IX-X вв.). Система управления.

 С VIII века Средняя Азия находилась под эгидой Арабского халифата. Многочисленные антиарабские выступления привели к его ослаблению. С начала IX века арабы стали привлекать к управлению провинциями местных феодалов. В 821 году наместником Хорасана становится Тахир ибн Хусейн родом из Герата. Он стал проводить независимую поли­тику. Его наместничество оставалось вассальным по отношению к хали­фату, но стало почти независимым государством.

 В Мовароуннахре в качества наместников утвердились представите­ли династии саманидов. которые благосклонно относились к халифату. Так с 820 года они становятся правителями различных городов Моваро-уннахра. И уже к середине IX века главные области региона находятся в руках саманидов. А в 873г. в Хорасане пала власть тахиридов, что созда­ло благоприятные условия для усиления влияния саманидов.

 Тем временем в Мовароуннахре власть полностью перешла в руки Исмаила Самани (888-907 гг.). В 900 году ему удаётся объединить Мова-роуннахр и Хорасап и создать сильное централизованное государство со столицей в Бухаре. Исмаил Самани провёл ряд административных реформ в результате которых сложилась чёткая система управления госу­дарством. Главе государства - эмиру (саманиды называли себя эмирами) бесприкословно подчинялись дергах (весь аппарат двора), диваны (канце­лярии) и гвардия тюркских гулямов.

 Высшую политическую власть осуществлял сахиб-харас, или эмири-харас, который был исполнителем всех распоряжений саманидского эми­ра. Важным лицом при дворе был векиль - заведующий всем хозяйством дергаха. Центральное управление состояло из 10 диванов. Главным из ди­ванов был диван везиря (ходжа-и-бузуруг). Он возглавлял центральное управление государством и ему подчинялись остальные диваны:

 диван мустауфи - высшего финансового чиновника, ведавшего дохо­дами и расходами государства;

 диван ар-расаил или диван иншо- занимался составлением официаль­ных документов;

 диван шурат - ведомство по управлению гвардией;

 диван берид - почтовое ведомство;

 диван мухтасиба - наблюдая за весами и гирями торговцев, за точным выпуском норм продукции ремесленников, а также за ценами;

 диван мушрифов - осуществлял общий контроль над расходованием казны и сумм на содержание двора;

 диван ад-дия - ведал государственными поместьями;

 диван казия - судебное ведомство;

 диван вакфов - ведал землями мусульманских духовных учреждений.

 В областных центрах имелись все 10 диванов, которые подчинялись местному хакиму (или правителю).

 При саманидах основные земли Моварроуннахра достигли большого подъема как в области ведения сельского хозяйства, так и в развитии раз­личных ремёсел. Большое экономическое и культурное значение имела караванная торговля. Города Мовароуннахра стали торговыми центрами. Происходит подъём культурной жизни, названный в истории периодом раннего ренессанса.

 Во второй половине Х в. государство саманидов постепенно ослабе­вает из-за борьбы за власть и из-зи внутренних междоусобиц. Оно уже не могло противостоять нападению извне. Именно в этот период на Сред­нюю Азию начинается наступление тюркских племён караханидов.

 Царствование Саманидов было недолговечным. Уже в правление Нуха ибн Насра ( 943-954 гг.) наблюдаются признаки

 упадка. Во дворце постоянная борьба, интриги. Систематически не получавшее жалование войско открыто выражало с

 вое недовольство, а увеличение налогов вызывало резкий протест населения. Правители провинций стремились рас

 ширить свои права, что приводило к ослаблению центральной власти.

 Во второй половине Х в. государство саманидов постепенно ослабе­вает из-за борьбы за власть и из-за внутренних

 междоусобиц. Оно уже не могло противостоять нападению извне. Именно в этот период на Сред­нюю Азию начинается

 наступление тюркских племён караханидов.

 

 19.Экономика и культура государства Саманидов (IX-X вв.).

 Наибольшего расцвета государство Саманидов достигла в последней четверти 9 – первой половине 10 в., когда у власти находились эмиры Исмаил и Наср II Самани . Государственными задачами считали улучшение ирригации и орошение земель , развитие ремесла и торговли, упорядочение налоговой системы , установление норм жизни населения строго по законам шариата, было уделено большое внимание на благоустройство городов и сел , дорог и мостов , строительство каравансараев , медресе.

 Большое экономическое и культурное значение имела караванная торговля. Города Мовароуннахра стали торговыми центрами.

 При Саманидах основные области Мавераннахра и прежде всего долина Зарафшана были в хозяйственном отношении передо­выми. увеличивающийся товарооборот меж­ду городом и деревней, между сельскими земледель­ческими районами и кочевой степью, а также рост ка­раванной торговли, стимулировали развитие сельско­го хозяйства, горного дела и ремесел. В доли­нах Зарафшана, Кашкадарьи, в Фергане, Илаке, Шаше, Хорезме в Х в. выращивали пшеницу, ячмень, рис, про­со, хлопок и другие культуры. В ремесленном производстве было занято боль­шое количество людей, как в городах, так и в селениях.

 В период правления Саманидов большой подъем культурной жизни в Хорасане, Мавераннахре, а Мерв, Бухара, Самарканд и Ургенч приобрели славу культурнейших центров того времени. Происходит подъём культурной жизни, названный в истории периодом раннего ренессанса. Особенного расцвета при Саманидах достигла поэ­зия. Знаменитые поэты Рудаки, Дакики, Фирдавси, играли ведущую роль в часто происходивших литературных состязаниях. Историки, философы проводили научные дискуссии, в которых нередко участвовали везиры (министры правителя), другие высокопоставленные лица. ( В истории Востока широко известно имя Низо-мул Мулька- высокообразованного везира при Малик-шахе. В своей "Сиёсатнома" ("Книга об управлении") он излагает целесообразные варианты организации государственных дел, в частности налоговой политики. Судя по содержанию трактата, главный везир хорошо понимал механизм управления обществом,

"секреты" правления государством.

 Главной заботой Саманидов было распространение ислама и усиление влияния мусульманского духовенства. Бухара стала духовным центром и была признана оплотом ислама . Ее называли, как писал Наршахи , «Куполом ислама».Здесь развивались богословские школы , собирались лучшие теоретики ислама со всего халифата, открывались религиозные школы- медресе , где готовились проповедники для всего халифата , причем в это время медресе существовали только в Хорасане и Мовароуннахре.( В Багдаде медресе открывается только в 11 в.). Проповедь мусульманской религии достигла в Ср. Азии таких высот , на которые она не поднималась даже в самом халифате.

 Духовенство владело землями , участвовало в караванной торговле , сосредоточивая в своих руках огромные богатства . Со времени Саманидов голос духовенства становится решающим в политической борьбе и каждая политическая партия или группа в своей борьбе за трон должна была, прежде всего , заручиться его поддержкой.

 Царствование Саманидов было недолговечным. Уже в правление Нуха ибн Насра ( 943-954 гг.) наблюдаются признаки упадка. Во дворце постоянная борьба, интриги. Систематически не получавшее жалование войско открыто выражало свое недовольство, а увеличение налогов вызывало резкий протест населения. Правители провинций стремились расширить свои права, что приводило к ослаблению центральной власти.

 Во второй половине Х в. государство саманидов постепенно ослабевает из-за борьбы за власть и из-за внутренних междоусобиц. Оно уже не могло противостоять нападению извне. Именно в этот период на Сред­нюю Азию начинается наступление тюркских племён караханидов.

 

 20. Государства Караханидов (XI-XII вв.). Система управления.

 1) Государство караханидов образовалось на территории Семиречья в конце Х в., когда предводитель карлуков Сатук Абдал Карим объединил племена ягма, огузов, чигилей и др. и принял титул карахан («кара» - на­род, «хан» - правитель). В 90-е годы Х в. караханиды начинают вторгать­ся в Мовароуннахр. И в 999 г. они заняли столицу саманидов Бухару и фактически установили здесь свою власть. Государство караханидов занимало территорию от Кашгара до Амударьи. Столицей был город Баласагун, но ханы чаще жили в Кашгаре.

 Придя к власти, караханиды ликвидировали централизованную сис­тему управления госу­дарством, созданную саманидами, и установили удельную систему. Государство делилось на уделы, во главе которых стояли илек-ханы, члены караханидского дома. Система управления в уделах не повторяла полностью порядков, которые были при саманидах, но многие должности сохранились: при илек-ханах были везиры, сахиб-бериды, мустауфи и др. В городах оставались хакимы, раисы, мухтасибы и т.д.

 Иерархическая структура духовенства полностью сохранилась, караханиды установили с ним дружественные отношения. Они продолжили традицию союза с тюркской гвардией.

 Караханидское завоевание ускорило процесс распада старых форм крупного землевладения, наметившиеся еще во второй половине X в. Полностью был ликвидирован класс дехкан как крупных землевла­дельцев. Дехка­нами теперь стали называть земледельцев. Место дехкан землевладельцев заняли новые феодалы из династии караханидов.

 В XI в. усиливается распространение икты - формы условного землевладения, дающей право на получение иктадаром (владельцем икты) хараджа (позе­мельного налога) с определённой территории. Государственная власть могла передавать в «икта» налоги или доходы и с таких объектов, как мельницы, бани, лавки на базарах и т.д. Постепенно икта из временного пожалования превратилась в пожизненное, а затем и в на­следственное. Практически крестьяне закреплялись за землей. В XI в. вместе с караханидами в Мавераннахр пришли кочевники со стадами, которые опустошали земледельческие районы. Основная масса крестьян продолжала жить в условиях сельской общины, в которой значительное место занимал издольщик. Караханиды понимали значение земледельческой культуры, в том числе и городской жизни. И если не все они переходили к оседлости, все же старались поддерживать связь с городами.

 Период правления караханидов был новым, вторым, этапом в фор­мировании узбекского народа. Шёл процесс консолидации тюркских пле­мён. На основе древнетюркского стал складываться узбекский язык, появ­ляется письменная литература, в частности, произве­дения Махмуда Кашгари «Словарь тюркских наречий», Юсуфа Хос Хожиба «Знание, ориен­тированное на счастье», Ахмада Югнаки «Подарок истин», Ахмада Ясса-ви «Хикматлар» («Премудрости»). Это свидетельствует о том, что в XI в. узбекский язык получил значительное развитие, обогатился его словарный фонд. При караханидах существовали и ремесленники к которым они хорошо относились: кузнецы, ткачи, сапожники (матершинники), каменотесы и т.д. Уважаемы были и купцы.

 В результате постоянных междоусобиц в конце 30-х годов XI в государство караханидов распадается на две части: западную с центром в Бухаре и восточную с центрами в Баласагуне и Кашгаре.

 

 

 2) Государство караханидов образовалось на территории Семиречья в конце Х в., когда предводитель карлуков Сатук Абдал Карим объединил племена ягма, огузов, чигилей и др. и принял титул карахан («кара» - па­род, «хан» - правитель). В 90-е годы Х в. караханиды начинают вторгать­ся в Мовароуннахр. И в 999 г. они заняли столицу саманидов Бухару и фактически установили здесь свою власть, хотя саманиды продолжали со-противление до 1005 г.

 Придя к власти, караханиды ликвидировали централизованную сис­тему управления государством, созданную саманидами, и установили удельную систему. Государство делилось на уделы, во главе которых стояли илек-ханы, члены караханидского дома.

 Полностью был ликвидирован класс дехкан как крупных землевла­дельцев. Дехканами теперь стали называть земледельцев. Место дехкан-землевладельцев заняли новые феодалы из династии караханидов. В XI в. усиливается распространение икты - формы условного землевладения дающей право на получение иктадаром (владельцем икты) хараджа (позе­мельного налога) с определённой территории. Следует заметить, что икта из временного пожалования превратилась в пожизненное, а затем и в на­следственное.

 Период правления караханидов был новым. Вторым, этапом в фор­мировании узбекского народа. Шёл процесс консолидации тюркских .пле­мён. На основе древнетюркского стал складываться узбекский язык, появ­ляется письменная литература, в частности, произведения Махмуда Каш-гари «Словарь тюркских наречий», Юсуфа Хос Хожиба «Знание, ориен­тированное на счастье», Ахмада Югнаки «Подарок истин», Ахмада Ясса-ви «Хикматлар» («Премудрости»). Это свидетельствует о том, что в XI в. узбекский язык получил значительное развитие, обогатился его словарный фонд.

Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (06.04.2010)
Просмотров: 2769 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 2
2 imperson  
0
согласен! biggrin

1 andrey  
0
bravo,
tot kto vilojil horoshiy chelovek

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |