16.Борьба народов Средней Азии против арабских
завоевателей. Восстание Муканны.
Разногласия между арабами и покоренными
народами привели к ряду серьезных восстаний. В 720-722 гг. в Согдиане вспыхнуло
восстание. Согдийцы вместе с тюркскими племенами захватили Самарканд. Но вскоре
арабы подавили восстание. Однако согдийцы не считали себя покоренными, и после
событий 722-723 гг. силы их не были сломлены. Тюрки также не подчинились, они
нападали на арабов, наносили им ущерб. В годы наместнечества Ашраса ибн
Абдаллаха арабы стали строить укрепления, сторожевые посты на границах с
кочевой степью и одновременно проводить исламизацию. Обещая новообращенных
освобождать от уплаты хараджа, Ашрас продолжал его сбор. Это вызвало протест
населения Согда и Бухары, который перерос в восстание (727-728 гг.).
В 728 г. согдийцы вытеснили военные отряды арабов
из очень многих районов страны. В руках арабов остались только Дабусия и
Самарканд. В 729 г.
арабам удалось вернуть Бухару. На пять лет Мавераннахр после этих событий (за
исключением Самарканда и Бухары и некоторых других мест) вышел из-под власти
арабов.
В 40-х-80-х годах VIII в. народные массы
продолжали вести борьбу против завоевателей и установленных ими порядков.
Наиболее крупным движением местного населения, охватившим всю долину Заравшана
и Кашкадарьи, было восстание, вспыхнувше в 70-х годах 8 века под
предводительством Хашима ибн Хакима, прозванного Муканной, что по арабски
означает "закрытый покрывалом". Муканна старался придать ему
религиозную окраску , проповедовал маздакизм ( все материальные блага должны
делиться поровну) и социально е равенство. Началом восстания принято считать 776 г. Муканна объявил людям,
что он действует от имени бога, который воплотился в нем Муканна направлял в
разные области, главным образом в Мавераннахр, письма-послания с изложением
свих проповедей.
Последователи Муканны грабили караваны,
нападали на селения, не желавшие к ним присоединиться, убивали муэдзинов и
других мусульманских духовных лиц. На сторону восставших переходили один за
другим мелкие города и села Кашкадарьи и Зарафшана. Муканну поддерживали в
основном согдийские земледельцы. Большая же часть дехканской знати помогала
арабским военачальникам в ликвидации движения Муканны.
Арабы и арабофильствующие элементы в период
восстания стали покидать Мавераннахр. Большая группа беглецов появилась в
Багдаде. События настолько обеспокоили аббасидского халифа ал-Махди, что он
решил сам взять в свои руки руководство военными операциями против Муканны.
Ал-Махди собрал большое хорошо вооруженное войско, часть которого отправил в Мавераннахр,
а с другой частью двинулся в Нишапур, чтобы оттуда руководить подавлением
восстания.
Муканна позвал на помощь тюрков. В апреле 776 г. у стен селения Наршахи
произошло сражение между арабскими войсками и последователями Муканны.
Повстанцы были разбиты.
Начался второй этап борьбы. На втором этапе
напуганная размахом согдийская знать перешла на сторону халифата. В 778 г. войскам халифата
удалось завладеть Самаркандом и продолжить наступление на восставших.
В 783 г. арабскими войсками была захвачена
крепость Санам в которой находился Муканна. Все защитники крепости были
казнены. Сам Муканна покончил с собой. Со смертью Муканны движение не было
окончательно разгромлено. Оно продолжалось еще в течение 100 лет. Последователи
его учения ждали его, верили ему и вели проповедь вплоть до XII в.
Несмотря на поражение, народное восстание
имело огромное значение в истории Ср. Азии. Борьба которую вели народные массы
против Арабского халифата, явилась ярким примером мужества и свободолюбия
народов Ср. Азии.
Последним восстанием в Согде было народное
выступление против халифата под руководством Рафии ибн Лейса (806- 810 гг),
проповедовавшего также лозунги маздакизма . Оно было подавлено , после чего
правители халифата пришли к выводу , что более целесообразно иметь в качестве
наместников в восточных провинциях (Ср.А.) представителей местных династий.
Аббасидские халифы стали привлекать к управлению провинциями местную знать,
хорошо знакомую с местными условиями, пользующуюся доверием населения. Это
положило начало новой эре в истории Среднеазиатской государственности.
17.Распространение религии ислам (VIII-IX
вв.). Ташкент – столица исламской культуры.
Ислам с арбского переводится как «покорный»,
«верный». Приверженцев ислама наз-ют мусульманами (от арабск.
«муслим»-преданный,верный).Религия ислам возникла в 7 веке н.э. в западной
части Аравийского полуострова в области Хиджаз в центре с городом Меккой.
Основателем религии явл-ся мекканский купец Мухаммад (570-632).
До VII в . среди арабских племен господствовали
политические культы, то есть течения, признающие многобожие. После множества
межплеменных споров верх берут сторонники Мухаммада, проповедовавшие принцип
единобожия. Однако, противостоящие им течения вынуждают Мухаммада и его
сторонников переехать из Мекки в Медину, где они обосновались и за сравнительно
короткое время добились успоха в пропаганде ислама. Это переселение состоялось
15 июля 622 г.,
и с этого момента ведет свое летоисчисление мусульманский календарь – «хиджра»
-- (переселение).
После кончины Мухаммада в 632 г. основанная им община и
объединенные с ней арабские племена стали центром новогокрупного объединения
арабских родов и племен с центром в Медине. Так оформилось арабское
теократическое государство – халифат (халиф – заместитель пророка Мухаммада).
Основы вероучения изложены в Коране (с
арабского «чтение»)- священной книги, которая является богатейшим и уникальным
источником мусульманской идеологии. В ней отражены правовые и этические
требования, законы, нормы поведения. Хадисы – священные предания о жизни,
чудесах и поучениях пророка Мухаммада.
Планомерное завоевание Ср региона началось с 705 г., когда наместником
халифата стал Кутейба ибн Муслим, и окончательно было завершено в 30-40-х гг. 8
в., когда к арабскому наместнику была заметно приближена местная аристократия.
Арабы за этот период попытались уничтожить местную культуру, духовную жизнь
народа, местные языки и религии. Гос языком стал арабский, гос религией –
ислам.
В целях укрепления политической власти халифов
в Мовароуннахре и обеспечения ее стабильности особое значение придавалось
пропаганде ислама, его широкому распространению среди всех слоев местного
населения. Проповедники ислама хорошо понимали ,что для приведении в
окончательное повиновение населения Мов-ра, преданного старой вере предков,
решающее значение имело обращение всех в ислам. В связи с этим разрушались
зороастрийские храмы, а на их место возводились соборные мечети. Представителям
местного населения, принявшим ислам, были предоставлены некоторые льготы: 1)
они освобождались от уплаты подушного налога – джизьи; 2) не платили
поземельный налог – харадж. Лицам, придерживавшимся обрядов ислама и посещавшим
мечети для совершения намаза (молитвы), выдовалось денежное вознаграждение в
размере 2- дирхемов. Такие меры способствовали распространению ислама среди
населения региона. В превую очередь, чтобы избавиться от тяжкого бремени
налогов, ислам приняли беднейшие слои населении, а богатых деньги не
интересовали, поэтому согласившись принять ислам, они были мусульманами только
внешне, а на самом деле тайно продолжали исповедовать религию своих предков,
хранили верность своим убеждениям.
Распространение в те века ислама, его канонов
сыграло важную роль в судьбах многих народов. Его философия превратилась в важнейший
источник духовного богатсва на последующие времена. Больше того, исламская
культура, по признанию многих ученых планеты, стала составной частью мировой
цивилизации.
С
обретением Узбекистаном независимости в жизни народа произошли коренные
изменения. Еще более прекрасным стал облик столицы, усовершенствовалась
социальная защита религиозных убеждений граждан страны, были восстановлены и
благоустроены святые места, мавзолеи, гробницы и усыпальницы, где обрел вечный
покой прах таких маститых представителей исламского мира, как Абу Исо Мухаммад
ибн Исо ат Термези, Бахоудин Накшбанд, Ходжа Ахрар Вали, Имам ал-Бухори, Имам
Мотуриди, Абдухалик Гиждувани, Амир Темур, Бурхониддин Маргилани.
Ташкент был родиной целой плеяды всемирно
известных ученых богословов. Имена многих наших прославленных предков навеки
останутся в его истории: это Каффаль аш-Шаший, шейх Хаванд Тахур, Ходжа Ахрар
Вали, Бахриддин Чочи, Хафиз Кухаки, Абубакр Шаши. Ташкент богат историческими
памятниками мусульманского зодчества. Самый древний и известный район Ташкента
- махалля Хастимом, в прошлом религиозный, духовный, научный и просветительский
центр. За последние годы были осуществлены широкомасштабные работы по
восстановлению и реставрации религиозного комплекса Хазрати Имам, где хранится
один из самых древних и священных экземпляров известного Корана Усмана. Здесь
расположены мавзолей Хазрати Имам, медресе Барак-хан, подготовившие сотни
ученых-богословов, соборная мечеть Тилла Шайх, библиотека Управления мусульман
Узбекистана, где хранится бесценный Мусхаф Усмана - впервые составленный
экземпляр Корана, а также экземпляры "Корана", изданные на разных
языках. Мавзолей Каффал Шаши возведен над могилой ученого-богослова,
талантливого писателя и поэта, известного под именем Абубакр Мухаммад ибн Али
ал-Каффаль-ат-Шаши ал-Кабир (904 - 976).
В
годы независимости в нашей стране большое внимание стало уделяться вопросам
религиозного образования. Тот факт, что в столице Узбекистана действуют
Исламский университет, который готовит высококвалифицированных
специалистов-теологов, а также специальное религиозное учебное заведение для
женщин "Хадичаи Кубро" - ярчайшее подтверждение заботы государства о
свободе вероисповедания народа.
Узбекистан
обрел большой авторитет в исламском мире, благодаря чему в 2007 г. его столица -
Ташкент была объявлена "Столицей мира исламской культуры". Это
высокое звание присваивает Международная исламская организация по вопросам
образования, науки и культуры (ISESCO), которая является одной из структур
организации "Исламская конференция".
18. Государства Саманидов(IX-X вв.). Система
управления.
С VIII века Средняя Азия находилась под эгидой
Арабского халифата. Многочисленные антиарабские выступления привели к его
ослаблению. С начала IX века арабы стали привлекать к управлению провинциями
местных феодалов. В 821 году наместником Хорасана становится Тахир ибн Хусейн
родом из Герата. Он стал проводить независимую политику. Его наместничество
оставалось вассальным по отношению к халифату, но стало почти независимым
государством.
В Мовароуннахре в качества наместников
утвердились представители династии саманидов. которые благосклонно относились
к халифату. Так с 820 года они становятся правителями различных городов
Моваро-уннахра. И уже к середине IX века главные области региона находятся в
руках саманидов. А в 873г. в Хорасане пала власть тахиридов, что создало
благоприятные условия для усиления влияния саманидов.
Тем временем в Мовароуннахре власть полностью
перешла в руки Исмаила Самани (888-907 гг.). В 900 году ему удаётся объединить
Мова-роуннахр и Хорасап и создать сильное централизованное государство со
столицей в Бухаре. Исмаил Самани провёл ряд административных реформ в
результате которых сложилась чёткая система управления государством. Главе
государства - эмиру (саманиды называли себя эмирами) бесприкословно подчинялись
дергах (весь аппарат двора), диваны (канцелярии) и гвардия тюркских гулямов.
Высшую политическую власть осуществлял
сахиб-харас, или эмири-харас, который был исполнителем всех распоряжений саманидского
эмира. Важным лицом при дворе был векиль - заведующий всем хозяйством дергаха.
Центральное управление состояло из 10 диванов. Главным из диванов был диван
везиря (ходжа-и-бузуруг). Он возглавлял центральное управление государством и
ему подчинялись остальные диваны:
диван мустауфи - высшего финансового
чиновника, ведавшего доходами и расходами государства;
диван ар-расаил или диван иншо- занимался
составлением официальных документов;
диван шурат - ведомство по управлению
гвардией;
диван берид - почтовое ведомство;
диван мухтасиба - наблюдая за весами и гирями
торговцев, за точным выпуском норм продукции ремесленников, а также за ценами;
диван мушрифов - осуществлял общий контроль
над расходованием казны и сумм на содержание двора;
диван ад-дия - ведал государственными
поместьями;
диван казия - судебное ведомство;
диван вакфов - ведал землями мусульманских
духовных учреждений.
В областных центрах имелись все 10 диванов,
которые подчинялись местному хакиму (или правителю).
При саманидах основные земли Моварроуннахра
достигли большого подъема как в области ведения сельского хозяйства, так и в
развитии различных ремёсел. Большое экономическое и культурное значение имела
караванная торговля. Города Мовароуннахра стали торговыми центрами. Происходит
подъём культурной жизни, названный в истории периодом раннего ренессанса.
Во второй половине Х в. государство саманидов
постепенно ослабевает из-за борьбы за власть и из-зи внутренних междоусобиц.
Оно уже не могло противостоять нападению извне. Именно в этот период на
Среднюю Азию начинается наступление тюркских племён караханидов.
Царствование Саманидов было недолговечным. Уже
в правление Нуха ибн Насра ( 943-954 гг.) наблюдаются признаки
упадка. Во дворце постоянная борьба, интриги.
Систематически не получавшее жалование войско открыто выражало с
вое недовольство, а увеличение налогов
вызывало резкий протест населения. Правители провинций стремились рас
ширить свои права, что приводило к ослаблению
центральной власти.
Во второй половине Х в. государство саманидов
постепенно ослабевает из-за борьбы за власть и из-за внутренних
междоусобиц. Оно уже не могло противостоять
нападению извне. Именно в этот период на Среднюю Азию начинается
наступление тюркских племён караханидов.
19.Экономика и культура государства Саманидов
(IX-X вв.).
Наибольшего расцвета государство Саманидов
достигла в последней четверти 9 – первой половине 10 в., когда у власти
находились эмиры Исмаил и Наср II Самани . Государственными задачами считали
улучшение ирригации и орошение земель , развитие ремесла и торговли,
упорядочение налоговой системы , установление норм жизни населения строго по
законам шариата, было уделено большое внимание на благоустройство городов и сел
, дорог и мостов , строительство каравансараев , медресе.
Большое экономическое и культурное значение
имела караванная торговля. Города Мовароуннахра стали торговыми центрами.
При Саманидах основные области Мавераннахра и
прежде всего долина Зарафшана были в хозяйственном отношении передовыми. увеличивающийся
товарооборот между городом и деревней, между сельскими земледельческими
районами и кочевой степью, а также рост караванной торговли, стимулировали
развитие сельского хозяйства, горного дела и ремесел. В долинах Зарафшана,
Кашкадарьи, в Фергане, Илаке, Шаше, Хорезме в Х в. выращивали пшеницу, ячмень,
рис, просо, хлопок и другие культуры. В ремесленном производстве было занято
большое количество людей, как в городах, так и в селениях.
В период правления Саманидов большой подъем
культурной жизни в Хорасане, Мавераннахре, а Мерв, Бухара, Самарканд и Ургенч
приобрели славу культурнейших центров того времени. Происходит подъём
культурной жизни, названный в истории периодом раннего ренессанса. Особенного
расцвета при Саманидах достигла поэзия. Знаменитые поэты Рудаки, Дакики,
Фирдавси, играли ведущую роль в часто происходивших литературных состязаниях.
Историки, философы проводили научные дискуссии, в которых нередко участвовали
везиры (министры правителя), другие высокопоставленные лица. ( В истории
Востока широко известно имя Низо-мул Мулька- высокообразованного везира при
Малик-шахе. В своей "Сиёсатнома" ("Книга об управлении") он
излагает целесообразные варианты организации государственных дел, в частности
налоговой политики. Судя по содержанию трактата, главный везир хорошо понимал
механизм управления обществом,
"секреты"
правления государством.
Главной заботой Саманидов было распространение
ислама и усиление влияния мусульманского духовенства. Бухара стала духовным
центром и была признана оплотом ислама . Ее называли, как писал Наршахи ,
«Куполом ислама».Здесь развивались богословские школы , собирались лучшие
теоретики ислама со всего халифата, открывались религиозные школы- медресе ,
где готовились проповедники для всего халифата , причем в это время медресе
существовали только в Хорасане и Мовароуннахре.( В Багдаде медресе открывается
только в 11 в.). Проповедь мусульманской религии достигла в Ср. Азии таких
высот , на которые она не поднималась даже в самом халифате.
Духовенство владело землями , участвовало в
караванной торговле , сосредоточивая в своих руках огромные богатства . Со
времени Саманидов голос духовенства становится решающим в политической борьбе и
каждая политическая партия или группа в своей борьбе за трон должна была,
прежде всего , заручиться его поддержкой.
Царствование Саманидов было недолговечным. Уже
в правление Нуха ибн Насра ( 943-954 гг.) наблюдаются признаки упадка. Во
дворце постоянная борьба, интриги. Систематически не получавшее жалование
войско открыто выражало свое недовольство, а увеличение налогов вызывало резкий
протест населения. Правители провинций стремились расширить свои права, что
приводило к ослаблению центральной власти.
Во второй половине Х в. государство саманидов
постепенно ослабевает из-за борьбы за власть и из-за внутренних междоусобиц.
Оно уже не могло противостоять нападению извне. Именно в этот период на
Среднюю Азию начинается наступление тюркских племён караханидов.
20. Государства Караханидов (XI-XII вв.). Система
управления.
1) Государство караханидов образовалось на
территории Семиречья в конце Х в., когда предводитель карлуков Сатук Абдал
Карим объединил племена ягма, огузов, чигилей и др. и принял титул карахан
(«кара» - народ, «хан» - правитель). В 90-е годы Х в. караханиды начинают
вторгаться в Мовароуннахр. И в 999
г. они заняли столицу саманидов Бухару и фактически
установили здесь свою власть. Государство караханидов занимало территорию от
Кашгара до Амударьи. Столицей был город Баласагун, но ханы чаще жили в Кашгаре.
Придя к власти, караханиды ликвидировали
централизованную систему управления государством, созданную саманидами, и
установили удельную систему. Государство делилось на уделы, во главе которых
стояли илек-ханы, члены караханидского дома. Система управления в уделах не
повторяла полностью порядков, которые были при саманидах, но многие должности
сохранились: при илек-ханах были везиры, сахиб-бериды, мустауфи и др. В городах
оставались хакимы, раисы, мухтасибы и т.д.
Иерархическая структура духовенства полностью
сохранилась, караханиды установили с ним дружественные отношения. Они
продолжили традицию союза с тюркской гвардией.
Караханидское завоевание ускорило процесс
распада старых форм крупного землевладения, наметившиеся еще во второй половине
X в. Полностью был ликвидирован класс дехкан как крупных землевладельцев.
Дехканами теперь стали называть земледельцев. Место дехкан землевладельцев
заняли новые феодалы из династии караханидов.
В XI в. усиливается распространение икты -
формы условного землевладения, дающей право на получение иктадаром (владельцем
икты) хараджа (поземельного налога) с определённой территории. Государственная
власть могла передавать в «икта» налоги или доходы и с таких объектов, как
мельницы, бани, лавки на базарах и т.д. Постепенно икта из временного
пожалования превратилась в пожизненное, а затем и в наследственное.
Практически крестьяне закреплялись за землей. В XI в. вместе с караханидами в
Мавераннахр пришли кочевники со стадами, которые опустошали земледельческие
районы. Основная масса крестьян продолжала жить в условиях сельской общины, в
которой значительное место занимал издольщик. Караханиды понимали значение
земледельческой культуры, в том числе и городской жизни. И если не все они
переходили к оседлости, все же старались поддерживать связь с городами.
Период правления караханидов был новым,
вторым, этапом в формировании узбекского народа. Шёл процесс консолидации
тюркских племён. На основе древнетюркского стал складываться узбекский язык,
появляется письменная литература, в частности, произведения Махмуда Кашгари
«Словарь тюркских наречий», Юсуфа Хос Хожиба «Знание, ориентированное на
счастье», Ахмада Югнаки «Подарок истин», Ахмада Ясса-ви «Хикматлар»
(«Премудрости»). Это свидетельствует о том, что в XI в. узбекский язык получил
значительное развитие, обогатился его словарный фонд. При караханидах
существовали и ремесленники к которым они хорошо относились: кузнецы, ткачи,
сапожники (матершинники), каменотесы и т.д. Уважаемы были и купцы.
В результате постоянных междоусобиц в конце
30-х годов XI в государство караханидов распадается на две части: западную с
центром в Бухаре и восточную с центрами в Баласагуне и Кашгаре.
2) Государство караханидов образовалось на
территории Семиречья в конце Х в., когда предводитель карлуков Сатук Абдал
Карим объединил племена ягма, огузов, чигилей и др. и принял титул карахан
(«кара» - парод, «хан» - правитель). В 90-е годы Х в. караханиды начинают
вторгаться в Мовароуннахр. И в 999
г. они заняли столицу саманидов Бухару и фактически
установили здесь свою власть, хотя саманиды продолжали со-противление до 1005 г.
Придя к власти, караханиды ликвидировали
централизованную систему управления государством, созданную саманидами, и
установили удельную систему. Государство делилось на уделы, во главе которых
стояли илек-ханы, члены караханидского дома.
Полностью был ликвидирован класс дехкан как
крупных землевладельцев. Дехканами теперь стали называть земледельцев. Место
дехкан-землевладельцев заняли новые феодалы из династии караханидов. В XI в.
усиливается распространение икты - формы условного землевладения дающей право
на получение иктадаром (владельцем икты) хараджа (поземельного налога) с
определённой территории. Следует заметить, что икта из временного пожалования
превратилась в пожизненное, а затем и в наследственное.
Период правления караханидов был новым.
Вторым, этапом в формировании узбекского народа. Шёл процесс консолидации
тюркских .племён. На основе древнетюркского стал складываться узбекский язык,
появляется письменная литература, в частности, произведения Махмуда Каш-гари
«Словарь тюркских наречий», Юсуфа Хос Хожиба «Знание, ориентированное на
счастье», Ахмада Югнаки «Подарок истин», Ахмада Ясса-ви «Хикматлар»
(«Премудрости»). Это свидетельствует о том, что в XI в. узбекский язык получил
значительное развитие, обогатился его словарный фонд.
|