Четверг, 09.05.2024, 16:58Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 24-25

 24.Развитие науки в Средней Азии в IX-XII вв.

 1) Многие ученые, говоря о цивилизации, отмечают их связь со спира­леобразным развитием исторического процесса. Идею больших историче­ских циклов в развитии общества выдвинул в XI веке аль-Беруни в своей заботе «Хронология». Арабский учёный ибн Халдун (XIY в.) в трактате «Книга назидательных примеров», развив идею цикличности, подчеркнул, что взлеты потенциала людей и есть проявление цикличности. Позднее идея исторического кругооборота была подхвачена итальянским истори­ком и философом Джамбаттистом Вико (XYIII в.). В начале XX в. чётче изложили эту теорию русский философ Николай Бердяев и английский историк Арнольд Тойнби.

 Человеческая цивилизация формировалась на протяжении тысячеле­тий, имея при этом свои взлеты и падения. Принято считать, что IX-XII столетия для Центральной Азии были периодом раннего ренессанса. Представители региона тогда внесли весомый вклад в общечеловеческую цивилизацию.

 Каковы были факторы, способствовавшие такому взлету? Спустя не­сколько десятилетии после арабского завоевания, т.е. к концу YIII началу IX вв., социально-политическая и экономическая обстановка в регионе стада стабилизироваться. В арабском же халифате после прихода к власти династии аббасидов стали лучше понимать значение развития науки, культуры для общественного прогресса. Сущность религии ислам также ориентировала людей к знаниям, гуманистическим ценностям. Исламская культура становится составной частью мировой цивилизации

 Общественно-экономические интересы народов Средней Азии также диктовали потребность развития материальной и духовной культуры. Создание здесь централизованных госудьрств-саманидов, караханидов и хорезмшахов породило условия для более интенсивного развития науки. Многие правители благосклонно относились к духовности и просвеще­нию, покровительствовали развитию культуры. Происходит расцвет зод­чества (строительство медресе, мечетей, мавзолеев, библиотек, других очагов культуры и духовности). Получает сильный толчок развитие ремё­сел и народно-прикладное искусство. Развивается устное народное твор­чество-фольклор, формируются литературные языки местных народов. По инициативе правителя Хорезма Али ибн Маъмуна в 998 г. был создан храм науки -«Академия Маъмуна». В этом научном центре велись иссле­дования по математике, астрономии, медицине, правоведению, истории, философии, литературе. В Бухаре, Самарканде, Куве, Мерве, Термезе, Ташкенте, Ходженте, Замахшаре и других городах растет число учебных заведен и разных ступеней, библиотек, книжных базаров. Все эти об­стоятельства способствовали интеллектуальному возрождению региона.

 В этот период десятки наших соотечественников обогатили миро­вую науку и культуру ценными открытиями, новыми умозаключениями.

 Мухаммад аль-Хорезми был одним из первых таких ученых. Он стал знаменитым математиком и астрономом. Появлению терминов «алгебра» и «алгоритм» человечество обязано именно аль-Хорезми. Его «Книга сложения и вычитания по индийскому способу» уже в те века бы­ла переведена с арабского на латынь. Его современник Ахмад аль-Фаргани также был признанным астрономом, математиком и географом, Его «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах» в XII в. в Ев­ропе дважды переводилась на латинский язык. Многие другие труды на­ших соотечественников также были признаны учёными различных стран и публиковались на многих языках Европы и Азии.

 Поистине весомым Был вклад в развитие многих отраслей науки и культуры ученых-энциклопедистов аль-Фароби, Авиценны, аль-Беруни и десятков других их последователей и учеников.

 В эти столетия широкое развитие получают наука о медицине (аль-Кумри, Абу Мансур Камари, Шарафуддин аль-Илоки, Исмаил Джуржо-ни), химические науки (Абу Бакр ар-Рози, Абул Хаким аль-Коси), геомет­рия и тригонометрия (Махмуд Чагмини, Шамсуддин Самарканди, Алоул Бухари), философия (ибн Мискавейх и др.) Аль-Фароби составил аргу­ментированную характеристику известных тогда в мире свыше тридцати наук, в том числе по теории музыки, в частности по гармонии звуков. Эту проблему дальше развил Абу Абдулло аль-Хорезми, который разработал принципы дифференциации наук Вопросы классификации наук занимали умы и других ученых - соотечественников тех столетий.

 Наряду со светскими знаниями в регионе успешно развивалось исламоведение. Имам аль-Бухари и ат-Термизи стали признанными во всём исламском мире учеными-хадисоведами, обосновавшими концепцию му­сульманства. Убедителено пропагандировали ислам, его нравственные аспекты аш-Шоши и аз-Замахшари. По аль-Мотуруди толкование ислама должно 6ыть основано на разуме, а не на механическом следовании рели­гиозным авторитетам. Аль-Маргннони в капитальном труде «Хидоя» дос­конально разработал правовые основы людей мусульманского мира, кото­рые и сегодня, спустя тысячу лет, не потеряли свою жизненность. Все это свидетельствует о глубоком знании этими учеными реалий жизни, пони­мании ими помыслов людей, об их человеколюбии.

 В духовной жизни населения важную роль сыграли воззрения суфистов Ю.Хамадони, А.Гиждувони, А.Яссави, М.Газзоли, Н. Кубро, Пере­осмысливая труды своих предшественников, Бахауддин Накшбанд в XIV в. создал свою школу суфизма.

 В этот период наряду с Фароби, Авиценной и Беруни, литератор Ахмад; Югнаки, госудзрствечныи деятель Низом-аль Мульк в своих тру­дах по обществоведению утверждают, что социальная справедливость может восторжествовать лишь в результате праведного труда, знаний и высокой духовности.

 Велико значение вклада лингвистов и литераторов Махмуда Кашга-ри, Юсуфа Хос Хожиба, Юсуфа Саккоки, историков Наршахи, Байхаки, поэтов Рудаки, Дакики, Хусрава и многих других в развитие культуры.

 Труды ученых отличаются научной добросовестностью, глубоким знанием предмета исследования исключительной тактичностью в сужде­ниях о своих коллегах - как предшественников, так и современников.

 Таким образом, как справедливо отметил Ислам .Каримов: «В исто­рии Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность».

 Однако процесс расцвета науки и культуры был прерван. В 1219 го­ду началось монгольское нашествие на Среднюю Азию, имевшее траги­ческие последствия. Один из немецких ученых XIX века, характеризуя это нашествие, указывал, что «орды совершают варварство в Бухаре, Са­марканде, Балхе и других цветущих городах. Искусство, богатые библио­теки, превосходное сельское хозяйство, дворцы и мечети - все летит к черту».

 Отметим основные особенности разительного научного и литера­турного роста в регионе в IX-XII веках. Каждый из деятелей науки и куль­туры обладал яркими индивидуальными чертами и качествами, был высо­ко эрудированным, энциклопедически образованным. Они, обладая фило­софским умом, обстоятельно знали естественные и точные науки, в доста­точной мере интересовались гуманитарными знаниями, владели тремя и более языками. Многие из них наряду с местными тюркским, т.е. староуз­бекским и фарси-таджикским, знали арабский, латинский, греческий, сан­скрит и др. Например, будучи в Индии аль-Беруни изучил староиндий­ский язык - санскрит, перевел на него с древнегреческого «Начала» Евк­лида и «Альмагест» Птолемея, а с арабского свое произведение «Астроля­бия». Знание языков помогало мыслителям региона знакомиться с литера­турой учёных других стран в оригинале.

 Ещё одна особенность заключается в том, что светские и религиоз­ные науки в Средней Азии нередко дополняя друг друга, развивались па­раллельно. Они не противостояли друг другу как это, к сожалению, имело место в те столетия в Европе (вспомним инквизицию, заживо сожженных ученых, просветителей). Это не означает, что в регионе не было разногла­сий, научных споров, дискуссий. Но здесь, как правило, дело не доходило до. острых конфликтов, повлекших за собой человеческие жертвы. Этот феномен, может быть, является проявлением восточной мудрости наших предков, и, в известной мере, воздействием исламской культуры. Отличи­тельной чертой мыслителей той эпохи было толкование (трактовка) свет­ских и религиозных знаний, исходя из интересов общества, человека. Дру­гими словами, деятели науки и культуры средневековья отличались преж­де всего человеколюбием, верой в гуманизм. Они неизменно призывали человека к самоочищению-духовному, нравственному, физическому через обретение знаний, уважение людей и осознание человеческого достоинст­ва.

 И еще один характерный момент-духовная культура народов Цен­тральной Азии в разные периоды испытывала на себе влияние других культур - арабской, греческой, индийской, китайской, иранской и др. Вместе с тем и культура региона оказывала воздействие на духовные цен­ности сопредельных народов. Во всем этом можно заметить интеграцию культур, их взаимопроникновение, происходившие как-то естественным образом, без навязывания.

 На протяжении всех последующих столетий труды наших соотече­ственников признавались мировой научной общественностью, переводи­лись на многие языки народов мира, внимательно изучались, порой слу­жили источником новых открытий. Так, известно, что в XY веке лекции по астрономии в университетах Австрии и Италии читались по произве­дениям Ахмада аль-Фаргани. Классический труд Абу Али ибн Сино «Ка­нон врачебной науки» более тридцати раз переводился только на латынь, не говор уже о том, что он многократно печатался на десятках других языков. Труды уеных - соотечественников того периода переводились и издавались на английском, французском, немецком, русском, арабском, иврите, польском, испанском, итальянском, чешском, мадьярском, китай­ском, японском, индийском, корейском и многих иных языках мира.

 Таким образом, научное наследие мыслителей Центральной Азии IX.XII веков выдержало испытания столетий и влилось в общечеловече­скую цивилизацию могучим потоком, а сами они заняли почетное место в ряду гениальных учёных планеты.

 Жизнь и деятельность ученых IX-XII столетий сегодня служат для молодого поколения независимого Узбекистана источником гордости и примером для подражания.

  2) Арабское завоевание принесло народам Ср. Азии разорение городов, усиление эксплуатации, уничтожение религий, разрушение памятников культуры и науки, насаждение новой религии, внедрение арабского языка, который стал применяться не только в мусульманском богословии. Однако материальный и духовный ущерб, нанесенный арабами, не привел к полной гибели Среднеазиатской цивилизации.

 Значительную роль в духовном развитии людей сыграл ислам. В исламе изучение природы является часть религиозной жизни: между верой и научными исследованиями практически нет противоречия. Это обусловило высокий подъем науки и культуры в этот период.

 Уже в IX в. начался расцвет культурной жизни в Ср. Азии. Понадобилось немало времени для того, чтобы культура покоренных народов оправилась от нанесенного ей урона. Процесс возрождения местных художественных традиций связан в первую очередь с изменением политической ситуации в Ср.Азии – приходом к власти династии Саманидов (IX в.). Мировой славой овеяны многие древние постройки Ср. Азии, среди которых одно из первых мест занимает Мавзолей Саманидов в Бухаре (IX-Xвв.). В отличие от более позднего периода, когда архитектурные сооружения украшаются цветной глазурью и разнообразным орнаментом (позже станет отличительным знаком среднеазиатской архитектуры – многокрасочность), мавзолей Саманидов привлекает внимание лишь кладкой жженого кирпича. Мавзолей не имеет ни одного главного фасада – все стороны равноценны, а именно входы – с 4-х сторон. Мавзолей Саманидов открывает собой ряд знаменитнейших мавзолеев Ср. Азии, таких как Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче, Гур-Эмир, ансамбль Шахизинда в Самарканде и др

 В IX-XI вв. формируется и развивается орнаментально-декоративный стиль. Такова, например, арабика. В период правления Саманидов наблюдается большой подъем в культурной жизни. Свою государственную власть они закрепляли, с одной стороны, верностью исламу, с другой – «возрождением» культурных традиций. Саманиды старались быть равноугодными как арабскому и мусульманскому духовенству, так и патриотически-настроенным подданным.

 В IX-ХII в . развивались точные и гуманитарные науки, художественная литература, лингвистика, различные формы искусства, народное творчество.

 Велико было значение плеяды лингвистов и литераторов. Махмуд Кашгари создал бессмертный трехтомник «Словарь тюркских наречий». Юсуф Хос Ходжиб, Юсуф Саккоки были мастерами художественного слова.

 Особого расцвета достигла поэзия и такая форма поэтического произведения как рубаи. Создателем популярной и емкой жанровой формы поэзии, четверостишии – рубаи – был Абу Абдулло-Рудаки. Поэты Рудаки, Дакики, Фердоуси писали классические эпические произведения на фарси и тюрки.

 Благодаря пытливости ученых региона был заложен фундамент многих отраслей и направлений современной науки и техники. Мухаммад аль-Хорезми был одним из первых таких ученых. Он стал знаменитым математиком и астрономом. Появлению терминов «алгебра» и «алгоритм» человечество обязано именно ему. Ему принадлежит «Книга о сложении и вычитании по индийскому способу». Его современник Ахмад аль-Фаргани также был признанным астрономом математиком и географом. Его «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах» в 12 в. В Европе дважды переводилось на латинский язык.

 Поистине весомым был вклад в развитие многих отраслей науки и культуры ученых-энциклопедистов,таких как аль-Фароби, Абу Али ибн Сино- Авиценны, аль-Беруни и десятков других их последователей и учеников.

 В эти столетия широкое развитие получает наука о медицине, химические науки, геометрия и тригонометрия, философия, астрономия.

 Одним из ранних теоретиков искусства является Абу Наср аль-Фараби. Фараби оставил след практически во всех средневековых сферах знания. Фараби по праву считается основоположником музыкальной науки на Востоке. Среди дошедших до нас трудов выделяется «Большая книга о музыке».

 Получили развитие шахматы. В те века больше играли на стоклеточных досках. Абу Бакр ас-Сули был сильнейшим игроком той эпохи. Другой знаток шахмат Абулфатх ибн Ахмад написал спецмальную книгу об этой игре. А Фирдоуси в «Шахноме» шахматные этюды передал поэтически.

 Труды мыслителей этой эпохи отличались научной добросовестностью, глубоким знанием предмета исследования, исключительной тактичностью в суждениях.

 В 1004 г. Хорезмшах Маъмун II собирает вокруг себя выдающихся ученых, философов, поэтов, художников, в так называемой «академии Маъмуна», которая, к сожалению, просуществовала недолго. Особая роль принадлежит городам – Мерв, Самарканд, Бухара, Ташкент, Хива, Гурганч, Кят, Ходжент. Город становится главным очагом культурной жизни, подчинив ее функционирование потребностям различных социальных слоев населения. В культуре преобладало светское начало. Поэзии, музыке, живописи отводилась одна из главных ролей.

 Таким образом, наследие деятелей науки и культуры Средней Азии IX-XII вв. выдержало испытание временем и влилось в общечеловеческую цивилизацию ощутимым потоком, а сами они заняли достойное место в ряду виднейших ученых планеты.

 Жизнь и деятельность выдающихся деятелей науки и культуры тех столетий служат для молодого поколения сегодняшнего Узбекистана не только источником гордости, но и ярким примером для подражания.

  25.Развитие культуры в Средней Азии в IX-XII вв.

 см. 24

 Цивилизация зародилась и развивалась  на протяжении тысячелетий, имея при этом свои взлеты и падения. Принято считать, что IХ-ХII столетия  для Центральной Азии были периодом раннего ренессанса. Представители региона в те века внесли весомый вклад в общечеловеческое развитие.

Каковы были   факторы, способствовавшие такому взлету? Спустя семь-восемь десятилетий после арабского завоевания, т.е. к концу VIII – началу IХ вв. социально-политическая и экономическая обстановка в регионе стала вновь стабилизироваться. В Арабском  Халифате после  прихода к власти династии Аббасидов стали лучше понимать значение развития науки и культуры для общественного  прогресса. Это выразилось, в частности, в создании в 832 году в Багдаде «Байтул-хикма» («Дома мудрости»), своеобразной  академии наук, где изучалось богатейшее наследие греков, китайцев, индийцев, иранцев, арабов и др. в области науки и культуры. При академии была квалифицированная группа переводчиков трудов  с оригинала на арабский язык. Сюда были приглашены талантливые ученые из многих стран, в частности, более 20  из Средней Азии.

Подчеркнем, что «Дом мудрости» в Багдаде положил начало расцвету исламской   культуры. Мусульманскому миру IХ-ХI вв. удалось не только сберечь наследие древних греков и римлян, которое подзабыто было в Европе, но и развить и значительно обогатить новыми открытиями во многих областях знаний.

В Х-ХI веках в Средней Азии  устанавливается власть династий Саманидов,  Караханидов и Хорезмшахов. Складывается традиция покровительства науке и культуре со стороны местных правителей. Многие из них благосклонно относились к духовности и просвещению, что побуждало их к меценатству.

Общественно-экономические интересы народов региона в связи с образованием местных централизованных государств также диктовали потребность в развитии материальной и духовной культуры. Здесь происходит интенсивное развитие зодчества, основанного на научном расчете, новаторстве и прогрессивных тенденциях в архитектуре. Строятся медресе, мечети, библиотеки, рабаты, приюты, караван-сараи, дворцы. Получает сильный толчок развитие ремесел и народно-прикладного искусства, обработка горных пород. Возводятся прочные мосты, строятся ирригационные сооружения.

Развивается устное народное творчество-фольклор, формируются литературные языки местных народов. «Медресе» в переводе с арабского означает здание, место, где проводятся учебные занятия.  Созданные в крупных городах региона  медресе выполняли роль высшего учебного заведения, где преподавались  религиозные знания и светские науки. В Хорезме и Шаше были сооружены устройства по наблюдению за небесными светилами.

По инициативе правителя Хорезма Али ибн Маъмуна в 998 г. был создан храм науки – Академия Маъмуна. В этом научном центре велись исследования по математике, астрономии, медицине, правоведению, истории, философии, литературе. Его ведущими сотрудниками были аль-Беруни, ибн Сино, Абу Сахл Масихи, Абу Наср Ироки и др.

Труды мыслителей той эпохи отличались научной добросовестностью, глубоким знанием предмета исследования, исключительной тактичностью в суждениях о своих, как предшественниках, так и коллег – современниках.

Одновременно с точными науками получили  развитие гуманитарные знания. Примечательно то, что многие знатоки  математики, астрономии, медицины,  естествознания такие как Фароби, Авиценна, Беруни высказали свои весьма  ценные суждения об обществе, о социальной справедливости, об идеальном городе, о сути благочестия. В эти века получило ощутимое развитие искусство, устное народное творчество. Появились книги по музыке, сформировались школы создателей макомов и «катта ашула». Десятки народных сказителей наизусть исполняли дастаны   «Огузнамэ», «Алпамыш», «Героглы», «Манас» и др.

Таким образом, наследие деятелей науки и культуры Средней Азии IX-XII вв. выдержало испытание временем и влилось в общечеловеческую цивилизацию ощутимым потоком, а сами они заняли достойное место в ряду виднейших ученых планеты.

 Жизнь и деятельность выдающихся деятелей науки и культуры тех столетий служат для молодого поколения сегодняшнего Узбекистана не только источником гордости, но и ярким примером для подражания.

Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (06.04.2010)
Просмотров: 4263 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |