26.Возрастание влияния ислама в обществе и
развитие богословия в Средней Азии в IX-XII вв.
Как известно, в 8 в н.э. в Ср.Аз. проникает
ислам. И на первых порах его проникновение вызвало волну протестов местного
населения. Однако позже, когда в Арабском халифате сменилась правящая династия,
и престол заняли Абассиды, положение резко изменилось.
В исламе изучение природы является частью
религиозной жизни: между верой и научным исследованием практически нет
противоречия. Новые власти халифата стали покровительствовать просвещению,
развитию науки, культуры, искусства.
Багдад становится крупным научным и культурным
центром.
В этот период, названный «Восточным
ренессансом», наряду с выдающимися знатоками светских наук жили и творили
общепризнанные ученые теологи.
Возрастает роль Корана и хадисов как основных
источников духовности населения. Люди, которые отбирали и собирали хадисы,
получили название мухаддисов. Они были очень грамотными теоло-гами. Среди них
особо выделяются имена таких авторитетных теоло-гов мусульманского мира, как
ал-Бухари и ат-Термизи.
Имам ал-Бухари с малых лет в совершенстве знал
арабский язык, не раз посещал святыни в Медине и Мекке. Учился богословию в
Дамаске и Багдаде. И везде, где бы ни находился ал-Бухари, он собирал,
квалифицировал и сортировал хадисы. Аль-Бухари написал более 20 произведений.
Но самым главным среди них был «Сборник праведных хадисов», составленный им в
течение 16 лет. Он состоял из 3450 глав, в которые были включены почти 8 тыс.
хадисов. Этот оригинальный труд был составлен с классификацией хадисов по
сюжетам. На основе проделанной работы ал-Бухари имел возмож-ность преподавать
богословие по хадисам в Бухаре. За прошедшие с тех пор более 12 веков сборник
ал-Бухари является для мусульман вторым по значимости теологическим трудом
после Корана. Он не раз переиздавался, и переводился на многие языки мира.
Другим видным собирателем и хранителем хадисов
стал Абу Исо Мухаммад ат-Термизи. После получения неплохого образования в
Термезе, он посещает многие города Востока в целях получения более полного
образования. Ат-Термизи был знаком и с Имамом ал-Бухари, и с другими видными
теологами своей эпохи, и не раз участвовал в научных дискусиях по различным вопросам
теологии. Составленная ат-Термизи книга хадисов считается одной из
автори-тетнейших в исламском мире. Кроме того, велика заслуга ат-Термизи и как
толкователя хадисов. Комментированию хадисов также посвя-щено несколько трудов
этого потрясающей эрудиции человека. Также ат-Термизи в своих произведениях
разъясняет суть традиций, ритуалов, обычаев, обрядов.
В этот период на духовной ниве появляются
новые имена. Так, Абу Бакр аш-Шоши (903-976) глубоко изучал и специализировался
в науках по Корану, хадисам, шариату, языкознанию, логике, и создал по ним
оригинальные произведения. Аш-Шоши в сочинении «Этика судьи» большое место
отводит вопросам справедливости, объектив-ности государственных служащих и всех
подданных Всевышнего. Также известны его произведения «Этика дискуссий» и
«Красота диалектики». В Ташкенте он долгое время исполнял обязанности
высокочтимого религиозного деятеля. Аш-Шоши был одним из признанных имамов в
мусульманском мире.
Ислам – это не монолитная религия. Он имеет
ряд разнородных течений и движений. Наиболее распространённым явился суфизм. Он
возникает в Аравии в 9 веке н.э., соответственно первые суфи-сты были из числа
багдадцев. Это – ас-Сари, Хасан Тонухи, ас-Сакати и некоторые другие.
Слово «суфи» означает человек, вступивший на
путь духовного приближения к Всевышнему. Слово это с арабского переводится
также как умный, знающий, верующий. Суть суфизма состоит в том, что Природа –
Божественное творение – насквозь пропитана Боже-ственным духом. А человек –
последнее творение Бога должен стремиться к единению Души с Истиной (то есть –
с Богом). Суфизм на начальном этапе имел социальные корни. Он выражал протест
против человеческих пороков и социальной несправедливости. Позже появляются
требования вести аскетичный образ жизни, отречения от земных благ, призывы к
честному труду. Суфисты видели цель жизни в самосовершенствовании и глубоком
познании Истины, т.е. Бога. Поэтому суфизм быстро растекается по странам
Среднего и Ближнего Востока, и во всех мусульманских странах.
В Ср.Аз. суфизм пришёл во второй половине 11
века. Основателем его был Юсуф Хамадони. Его ученики Абдухалик Гиждувони и
Ахмад Яссави стали основоположниками двух ветвей суфизма в Ср.Аз.
Абдухалик Гиждувани написал ряд произведений,
раскрывающих суть учения Хамадони ,которое также именовалось суфийской школой
«хожагон». Это учение было связано с реальной жизнью и возвеличивало честный
труд.
Хожа Ахмад Яссави посвятил свою жизнь
прославлению Бога, призывал к терпимости и состраданию, создал школу аскетизма
«яссавия». Свои взгляды он излагал в виде стихотворений на старо-узбекском
языке. Наиболее известно его произведение «Жизненные премудрости» - один из
источников духовности и нравственности.
Другим видным религиозным деятелем является
Нажимиддин Кубро. Его заслуга состоит во всестороннем изучении и
распространении духовных ценностей ислама. Создал школу «Кубравия», основанную
на законах шариата и хадисах. Суть его учения – вера в Бога, терпимость к
другим, воздержание от соблазнов.
Одним из крупных суфистов был Бахоуддин Накшбанд.
Он гово-рил: «Пусть душа твоя будет с Богом, а руки – в делах», во главу
жизненных приоритетов ставился простой, собственный труд. Этот тезис позволил
учению Накшбанди быстро и широко распростра-ниться по Индии, Афганистану,
Среднему и Ближнему Востоку.
Подводя итоги, мы можем отметить, что 9-12
века ознаменованы интеллектуальным и духовным подъёмом. Творчество выдающихся
личностей этого периода оказало неоценимое положительное влия-ние на
Европейскую цивилизацию. По этому поводу наш Президент отмечает, что история
Ср.Аз. ознаменована целым созвездием звёзд первой величины в научном мире,
которые воплотили в себе все самые лучшие человеческие качества и внесли
неоценимый вклад в мировую цивилизацию.
27. Завоевание Средней Азии монголами и его
последствия.
В начале XIII в при правителе Мухаммаде территория
государства хорезмшахов включала в себя Мовароуннахр, непосредственно Хорезм,
пространство современного Афганистана - большой части Ирана. Формально это было
централизованное государство, но "местные" феодалы, условно признавая
власть хорезмшаха, самостоятельно управляли своими владениями.
В период
правления хорезмшаха Мухаммада ряд причин значительно ослабил центральную
власть. Это - постоянные войны по завоеванию новых территорий, которые
требовали всё больших расходов. Вносимый раздор не способствовал укреплению
центральной власти. Между хорезмшахом и населением страны постоянно нарастало
взаимное недоверие, приводившее также к ослаблению внешне могучего государства.
В этой ситуации и началось нашествие монголов на Среднюю Азию.
До начала XIII в. в Монголии были расселены разнородные
племена и господствовали родоплеменные отношения. Основным занятием кочевников
было скотоводство, охота. Была развита также меновая торговля с соседними
племенами. В начале XIII
в. Темучин объединил эти разнородные роды (найманов, татар и др.) и создал
мощную военно-феодальную кочевую империю. В 1206 г. на курултае он
провозгласил себя правителем - Чингиз-ханом («властителем океана»).
Основное внимание Чингиз-хан уделил формированию войска (более 200
тыс. чел.). По свидетельству историка Джувейни, монгольское войско делилось на
десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Оно было подвижным и очень мобильным.
Все монгольские племена обязаны были по
первому приказу выступить в поход.
В 1218-1219 гг.
войска монголов заняли владения кара - китаев (Семиречье и Восточный Туркестан)
и подошли вплотную к границам хорезмшахов, что существенно осложнило отношения
между двумя государствами. Чингиз-хан и Мухаммад стали обмениваться посланиями
через купцов, ходивших караванами через границы обоих владений.
Однако в 1218 г.
посольский караван Чингиз-хана, шедший с богатыми подарками к Мухаммаду
хорезмшаху, не без ведения последнего, был разграблен в пограничной крепости
Отрар (на берегу Сырдарьи). Это послужило как бы сигналом к вторжению
монгольских войск в Среднюю Азию, которое тщательно готовилось Чингиз-ханом
заранее. Монголам при помощи их хорошо организованного войска не составляло
труда, начиная с 1219 г.
(взятие Отрара), быстро захватить города на Сырдарье к двинуться в сторону
Бухары уже в начале 1220 г.
Здесь Чингиз-хан встретил ожесточенное сопротивление защитников Бухары, которые
мужественно отбивали удары в течение трёх дней. Но силы были неравными. В 1220 г. пала сначала Бухара,
затем Самарканд. Процветавшие ранее города и селения были сожжены, разрушены и
опустели. Мухаммад хорезмшах после этого покинул Хорезм и скрылся на одном из
островов в южной части Каспийского моря, где в декабре 1220 г. и умер.
Героически сражались против монгольского нашествия жители
Ходжента. Обороной руководил отважный военачальник Темур Малик. Вокруг Ходжента
были собраны десятка тысяч монгольских войск. Но, несмотря на героизм
ходжентцев, и этот город был взят монголами. Преследуемый им Темур Малик с
небольшим количеством оставшихся в живых воинов отошёл к Ургенчу (Гургандж).
Там после бегства отца оборону возглавил сын Мухаммада - хорезмшах Джалалиддин
Мангуберды. Оборона Гурганджа длилась семь месяцев. Гарнизон и жители поднялись
на борьбу с завоевателями. В 1221
г. Мовароуннахр и Хорасан оказались под властью
монголов. Государство хорезмшахов перестало существовать. Монгольское
завоевание принесло народам Средней Азии несоизмеримые страдания. Были сожжены
и уничтожены города, селения. Разрушены ирригационные системы. Сотни тысяч
людей угнаны в плен. На оставшееся население были наложены огромные налоги и
подати. Чингиз-хан умер в 1227 г. Ещё при жизни он
разделил свои огромные завоеванные владения на улусы и отдал их в управление
своим сыновьям. Средняя Азия отошла второму сыну Чингиз-хана Чагатаю и стала
называться с этого времени Чагатайским улусом.
28.Борьба
народов Средней Азии против монгольских завоевателей.
Хорезмское государство, в силу вышеуказанных
причин, не было готово к обороне. При своём кажущемся могуществе, хорезмшах
зависел от военно-феодальной знати и не пользовался особой поддержкой у
населения. Не доверяя кипчакским воеводам, он, вместо концентрации войск в
месте удара захватчиков, разбил свою армию на мелкие отряды и растянул их по
линии обороны. Поэтому монголам при помощи их хорошо организованного войска не
составляло труда, начиная с 1219
г. (взятие Отрара), быстро захватить города на Сырдарье
к двинуться в сторону Бухары уже в начале 1220 г. Здесь Чингиз-хан
встретил ожесточенное сопротивление защитников Бухары, которые мужественно
отбивали удары в течение трёх дней. Но силы были неравными. В 1220 г. пала сначала Бухара,
затем Самарканд. При завоевании этих городов монголы чинили зверства. Так,
больше половины жителей Самарканда погибло. 30 тыс. ремесленников были отданы
сыновьям и родственниками Чингиз-хана, остальные в качестве живого щита
использовались при дальнейшем наступлении. Процветавшие ранее города и селения
были сожжены, разрушены и опустели. Мухаммад хорезмшах после этого покинул
Хорезм и скрылся на одном из островов в южной части Каспийского моря, где в
декабре 1220 г.
и умер.
Героически сражались против монгольского
нашествия жители Ходжента. Обороной руководил отважный военачальник Темур
Малик. Вокруг Ходжента были собраны десятка тысяч монгольских войск. Но,
несмотря на героизм ходжентцев, и этот город был взят монголами. Преследуемый
им Темур Малик с небольшим количеством оставшихся в живых воинов отошёл к
Ургенчу (Гургандж). Там после бегства отца оборону возглавил сын Мухаммада -
хорезмшах Джалалиддин Мангуберды. Оборона Гурганджа длилась семь месяцев.
Гарнизон и жители поднялись на борьбу с завоевателями. Дух сопротивления среди
защитников поддерживал 70-летний известный суфист Нажмиддин Кубро. Впоследствии
монголы после того, когда перебили всех защитников столицы и полностью
разрушили город, зверски расправились с ним. Это произошло в 1221 г.
Джалалиддин вместе со своим наставником и
другом Темуром Маликом вновь собрал армию и нанёс сокрушительный удар по врагу
близ Нисы, а затем в местности Балх. При этом он лично проявлял неоднократно
невиданные мужество и героизм. После трёхдневного сражения у берегов Синда
Чингиз-хан повелел не поражать султана стрелой, а взять его живым. Оттеснённый
к высокому берегу реки, Джалалиддин внезапно развернулся и бросился с конём в
реку с тридцатиметровой высоты. Враги бросились за ним, но Чингиз-хан приказал:
«Он ушёл непобедимым, не трогать его...».
После этих событий Джалалиддин жил ещё
несколько лет и погиб в сражении с курдами в августе 1231 г. Память о своём герое
народ по сегодняшний день хранит в своих сердцах. Она увековечена также на
государственном уровне. Выступая на Торжественной церемонии, посвященной
800-летнему юбилею Джалалетддина Мангуберды, И.А.Каримов назвал его защитником
своей Родины мужественным полководцем, национальным героем, оставившим
неизгладимый след в истории (И.Каримов. Соч., т. 8, с. 71).
В 1221 г. Мовароуннахр и Хорасан оказались под
властью монголов. Государство хорезмшахов перестало существовать.
Монгольское завоевание принесло народам
Средней Азии несоизмеримые страдания. Были сожжены и уничтожены города,
селения. Разрушены ирригационные системы. Сотни тысяч людей угнаны в плен. На
оставшееся население были наложены огромные налоги и подати.
Чингиз-хан умер в 1227 г. Ещё при жизни он
разделил свои огромные завоеванные владения на улусы и отдал их в управление
своим сыновьям. Средняя Азия отошла второму сыну Чингиз-хана Чагатаю и стала
называться с этого времени Чагатайским улусом (территориально это от страны
уйгур до Самарканда и от южной части Алтая до берегов Амударьи). Хотя
официально это было владение Чагатая, но практически оно подчинялось великому
хану Уктаю (Угедею), а Чагатай получал со своего улуса часть собираемых с
Мовароуннахра доходов.
29. Политическое и
социально-экономическое положение в Чагатайском улусе в XIII-XIV вв.
Чингиз-хан умер в 1227 г. Ещё при жизни он
разделил свои огромные завоеванные владения на улусы и отдал их в управление
своим сыновьям. Средняя Азия отошла второму сыну Чингиз-хана Чагатаю и стала
называться с этого времени Чагатайским улусом (территориально это от страны
уйгур до Самарканда и от южной части Алтая до берегов Амударьи). Хотя
официально это было владение Чагатая, но практически оно подчинялось великому
хану Уктаю (Угедею), а Чагатай получал со своего улуса часть собираемых с
Мовароуннахра доходов.
Монголы не стали управлять сами в Чагатайском
улусе, а отдали его на откуп хорезмийскому купцу Махмуду Яловачу. При нём реальная
власть в городах (в Бухаре, в частности) перешла в руки богатого духовенства
(садры) и мелких правителей-меликов. Им отдавались земли с крестьянами и
раздавались льготы в налогообложении. На крестьян были возложены огромный
поземельный и другие налоги и повинности, которые постоянно росли, в связи с
откупной системой. Ремесленников в большей части захватчики вывезли в Монголию,
а оставшиеся в регионе были на положении рабов. В итоге, за 10-15 лет наступила
полная нищета населения. Это вызвало в 1238 г. мощное восстание народа в Бухаре. Во
главе его стал ремесленник Махмуд из селения Тараби. Восставших поддержал
известный богослов Шамсуддин Махбуби. В конечном счёте, несмотря на героизм
восставшего против монгольского ига народа, восстание было жестоко подавлено,
десятки тысяч восставших были убиты.
Махмуда Яловача монголы отправили наместником
в Китай, а управлять Чагатайским улусом стал его сын Масуд-бек. Откупная
система была сохранена.
В 40х гг. XIII в. в результате
внутридинастической борьбы среди чингизидов была образована Золотая Орда,
внуками Чингиз-хана ханами Батыем и Мунке среднеазиатское владение как
самостоятельный улус был ликвидирован.
В 60х гг. XIII в. другой внук Чингиз-хана
Алгу-хан вновь восстановил Чагатайский улус. В 60х гг. XIII в. чагатайские ханы
чингизиды Мубарек-шах и Борак-хан приняли ислам. К началу XIV в. последствия
монгольского разорения не были преодолены. Экономика была на очень низком
уровне, мешали её восстановлению тяжёлый налоговый гнёт и жёсткая эксплуатация
народа, которая для народов Средней Азии была огромным бедствием.
Чагатайский хан Кебек (131-8-1326гг.) был
первым монгольским правителем, который окончательно перенёс свою ставку в
Мовароуннахр. При Кебеке были осуществлены две реформы. Первая — денежная. Был
введён эталон серебряной монеты (по весу). Выше 8г. монеты назывались динаром,
меньше - дирхемами. Это создавало благоприятные условия для внутренней и
внешней торговли. Вторая реформа - административная. По ней Средняя Азия была
разделена на мелкие административные единицы - туманы. Это сыграло
положительную роль в деле развития феодальной государственности в
Мовароуннахре.
После смерти Кебек-хана улус стал раздираться
ожесточённой борьбой феодалов за власть, что приносило населению всевозможные
беды, разорение и нищету.
В конце 50х гг. XIV Чагатайский улус распался
на две части: Мовароуннахр и Моголистан, в который вошли северо-восточные
области региона.
|