Четверг, 09.05.2024, 10:39Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 26-29

  26.Возрастание влияния ислама в обществе и развитие богословия в Средней Азии в IX-XII вв.

 Как известно, в 8 в н.э. в Ср.Аз. проникает ислам. И на первых порах его проникновение вызвало волну протестов местного населения. Однако позже, когда в Арабском халифате сменилась правящая династия, и престол заняли Абассиды, положение резко изменилось.

 В исламе изучение природы является частью религиозной жизни: между верой и научным исследованием практически нет противоречия. Новые власти халифата стали покровительствовать просвещению, развитию науки, культуры, искусства.

 Багдад становится крупным научным и культурным центром.

 В этот период, названный «Восточным ренессансом», наряду с выдающимися знатоками светских наук жили и творили общепризнанные ученые теологи.

 Возрастает роль Корана и хадисов как основных источников духовности населения. Люди, которые отбирали и собирали хадисы, получили название мухаддисов. Они были очень грамотными теоло-гами. Среди них особо выделяются имена таких авторитетных теоло-гов мусульманского мира, как ал-Бухари и ат-Термизи.

 Имам ал-Бухари с малых лет в совершенстве знал арабский язык, не раз посещал святыни в Медине и Мекке. Учился богословию в Дамаске и Багдаде. И везде, где бы ни находился ал-Бухари, он собирал, квалифицировал и сортировал хадисы. Аль-Бухари написал более 20 произведений. Но самым главным среди них был «Сборник праведных хадисов», составленный им в течение 16 лет. Он состоял из 3450 глав, в которые были включены почти 8 тыс. хадисов. Этот оригинальный труд был составлен с классификацией хадисов по сюжетам. На основе проделанной работы ал-Бухари имел возмож-ность преподавать богословие по хадисам в Бухаре. За прошедшие с тех пор более 12 веков сборник ал-Бухари является для мусульман вторым по значимости теологическим трудом после Корана. Он не раз переиздавался, и переводился на многие языки мира.

 Другим видным собирателем и хранителем хадисов стал Абу Исо Мухаммад ат-Термизи. После получения неплохого образования в Термезе, он посещает многие города Востока в целях получения более полного образования. Ат-Термизи был знаком и с Имамом ал-Бухари, и с другими видными теологами своей эпохи, и не раз участвовал в научных дискусиях по различным вопросам теологии. Составленная ат-Термизи книга хадисов считается одной из автори-тетнейших в исламском мире. Кроме того, велика заслуга ат-Термизи и как толкователя хадисов. Комментированию хадисов также посвя-щено несколько трудов этого потрясающей эрудиции человека. Также ат-Термизи в своих произведениях разъясняет суть традиций, ритуалов, обычаев, обрядов.

 В этот период на духовной ниве появляются новые имена. Так, Абу Бакр аш-Шоши (903-976) глубоко изучал и специализировался в науках по Корану, хадисам, шариату, языкознанию, логике, и создал по ним оригинальные произведения. Аш-Шоши в сочинении «Этика судьи» большое место отводит вопросам справедливости, объектив-ности государственных служащих и всех подданных Всевышнего. Также известны его произведения «Этика дискуссий» и «Красота диалектики». В Ташкенте он долгое время исполнял обязанности высокочтимого религиозного деятеля. Аш-Шоши был одним из признанных имамов в мусульманском мире.

 Ислам – это не монолитная религия. Он имеет ряд разнородных течений и движений. Наиболее распространённым явился суфизм. Он возникает в Аравии в 9 веке н.э., соответственно первые суфи-сты были из числа багдадцев. Это – ас-Сари, Хасан Тонухи, ас-Сакати и некоторые другие.

 Слово «суфи» означает человек, вступивший на путь духовного приближения к Всевышнему. Слово это с арабского переводится также как умный, знающий, верующий. Суть суфизма состоит в том, что Природа – Божественное творение – насквозь пропитана Боже-ственным духом. А человек – последнее творение Бога должен стремиться к единению Души с Истиной (то есть – с Богом). Суфизм на начальном этапе имел социальные корни. Он выражал протест против человеческих пороков и социальной несправедливости. Позже появляются требования вести аскетичный образ жизни, отречения от земных благ, призывы к честному труду. Суфисты видели цель жизни в самосовершенствовании и глубоком познании Истины, т.е. Бога. Поэтому суфизм быстро растекается по странам Среднего и Ближнего Востока, и во всех мусульманских странах.

 В Ср.Аз. суфизм пришёл во второй половине 11 века. Основателем его был Юсуф Хамадони. Его ученики Абдухалик Гиждувони и Ахмад Яссави стали основоположниками двух ветвей суфизма в Ср.Аз.

 Абдухалик Гиждувани написал ряд произведений, раскрывающих суть учения Хамадони ,которое также именовалось суфийской школой «хожагон». Это учение было связано с реальной жизнью и возвеличивало честный труд.

 Хожа Ахмад Яссави посвятил свою жизнь прославлению Бога, призывал к терпимости и состраданию, создал школу аскетизма «яссавия». Свои взгляды он излагал в виде стихотворений на старо-узбекском языке. Наиболее известно его произведение «Жизненные премудрости» - один из источников духовности и нравственности.

 Другим видным религиозным деятелем является Нажимиддин Кубро. Его заслуга состоит во всестороннем изучении и распространении духовных ценностей ислама. Создал школу «Кубравия», основанную на законах шариата и хадисах. Суть его учения – вера в Бога, терпимость к другим, воздержание от соблазнов.

 Одним из крупных суфистов был Бахоуддин Накшбанд. Он гово-рил: «Пусть душа твоя будет с Богом, а руки – в делах», во главу жизненных приоритетов ставился простой, собственный труд. Этот тезис позволил учению Накшбанди быстро и широко распростра-ниться по Индии, Афганистану, Среднему и Ближнему Востоку.

 Подводя итоги, мы можем отметить, что 9-12 века ознаменованы интеллектуальным и духовным подъёмом. Творчество выдающихся личностей этого периода оказало неоценимое положительное влия-ние на Европейскую цивилизацию. По этому поводу наш Президент отмечает, что история Ср.Аз. ознаменована целым созвездием звёзд первой величины в научном мире, которые воплотили в себе все самые лучшие человеческие качества и внесли неоценимый вклад в мировую цивилизацию.

  27. Завоевание Средней Азии монголами и его последствия.

 В начале XIII в при правителе Мухаммаде территория государства хорезмшахов включала в себя Мовароуннахр, непосредственно Хорезм, пространство современного Афганистана - большой части Ирана. Формально это было централизованное государство, но "местные" феодалы, условно признавая власть хорезмшаха, самостоятельно управляли своими владениями.

           В период правления хорезмшаха Мухаммада ряд причин значительно ослабил центральную власть. Это - постоянные войны по завоеванию новых территорий, которые требовали всё больших расходов. Вносимый раздор не способствовал укреплению центральной власти. Между хорезмшахом и населением страны постоянно нарастало взаимное недоверие, приводившее также к ослаблению внешне могучего государства. В этой ситуации и началось нашествие монголов на Среднюю Азию.

           До начала XIII в. в Монголии были расселены разнородные племена и господствовали родоплеменные отношения. Основным занятием кочевников было скотоводство, охота. Была развита также меновая торговля с соседними племенами. В начале XIII в. Темучин объединил эти разнородные роды (найманов, татар и др.) и создал мощную военно-феодальную кочевую империю. В 1206 г. на курултае он провозгласил себя правителем - Чингиз-ханом («властителем океана»).

Основное внимание Чингиз-хан уделил формированию войска (более 200 тыс. чел.). По свидетельству историка Джувейни, монгольское войско делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Оно было подвижным и очень мобильным. Все монгольские племена обязаны были по   первому приказу выступить в поход.

В 1218-1219 гг. войска монголов заняли владения кара - китаев (Семиречье и Восточный Туркестан) и подошли вплотную к границам хорезмшахов, что существенно осложнило отношения между двумя государствами. Чингиз-хан и Мухаммад стали обмениваться посланиями через купцов, ходивших караванами через границы обоих владений.

Однако в 1218 г. посольский караван Чингиз-хана, шедший с богатыми подарками к Мухаммаду хорезмшаху, не без ведения последнего, был разграблен в пограничной крепости Отрар (на берегу Сырдарьи). Это послужило как бы сигналом к вторжению монгольских войск в Среднюю Азию, которое тщательно готовилось Чингиз-ханом заранее. Монголам при помощи их хорошо организованного войска не составляло труда, начиная с 1219 г. (взятие Отрара), быстро захватить города на Сырдарье к двинуться в сторону Бухары уже в начале 1220 г. Здесь Чингиз-хан встретил ожесточенное сопротивление защитников Бухары, которые мужественно отбивали удары в течение трёх дней. Но силы были неравными. В 1220 г. пала сначала Бухара, затем Самарканд. Процветавшие ранее города и селения были сожжены, разрушены и опустели. Мухаммад хорезмшах после этого покинул Хорезм и скрылся на одном из островов в южной части Каспийского моря, где в декабре 1220 г. и умер.

Героически сражались против монгольского нашествия жители Ходжента. Обороной руководил отважный военачальник Темур Малик. Вокруг Ходжента были собраны десятка тысяч монгольских войск. Но, несмотря на героизм ходжентцев, и этот город был взят монголами. Преследуемый им Темур Малик с небольшим количеством оставшихся в живых воинов отошёл к Ургенчу (Гургандж). Там после бегства отца оборону возглавил сын Мухаммада - хорезмшах Джалалиддин Мангуберды. Оборона Гурганджа длилась семь месяцев. Гарнизон и жители поднялись на борьбу с завоевателями. В 1221 г. Мовароуннахр и Хорасан оказались под властью монголов. Государство хорезмшахов перестало существовать. Монгольское завоевание принесло народам Средней Азии несоизмеримые страдания. Были сожжены и уничтожены города, селения. Разрушены ирригационные системы. Сотни тысяч людей угнаны в плен. На оставшееся население были наложены огромные налоги и подати.  Чингиз-хан умер в 1227 г. Ещё при жизни он разделил свои огромные завоеванные владения на улусы и отдал их в управление своим сыновьям. Средняя Азия отошла второму сыну Чингиз-хана Чагатаю и стала называться с этого времени Чагатайским улусом.

   28.Борьба народов Средней Азии против монгольских завоевателей.

 Хорезмское государство, в силу вышеуказанных причин, не было готово к обороне. При своём кажущемся могуществе, хорезмшах зависел от военно-феодальной знати и не пользовался особой поддержкой у населения. Не доверяя кипчакским воеводам, он, вместо концентрации войск в месте удара захватчиков, разбил свою армию на мелкие отряды и растянул их по линии обороны. Поэтому монголам при помощи их хорошо организованного войска не составляло труда, начиная с 1219 г. (взятие Отрара), быстро захватить города на Сырдарье к двинуться в сторону Бухары уже в начале 1220 г. Здесь Чингиз-хан встретил ожесточенное сопротивление защитников Бухары, которые мужественно отбивали удары в течение трёх дней. Но силы были неравными. В 1220 г. пала сначала Бухара, затем Самарканд. При завоевании этих городов монголы чинили зверства. Так, больше половины жителей Самарканда погибло. 30 тыс. ремесленников были отданы сыновьям и родственниками Чингиз-хана, остальные в качестве живого щита использовались при дальнейшем наступлении. Процветавшие ранее города и селения были сожжены, разрушены и опустели. Мухаммад хорезмшах после этого покинул Хорезм и скрылся на одном из островов в южной части Каспийского моря, где в декабре 1220 г. и умер.

 Героически сражались против монгольского нашествия жители Ходжента. Обороной руководил отважный военачальник Темур Малик. Вокруг Ходжента были собраны десятка тысяч монгольских войск. Но, несмотря на героизм ходжентцев, и этот город был взят монголами. Преследуемый им Темур Малик с небольшим количеством оставшихся в живых воинов отошёл к Ургенчу (Гургандж). Там после бегства отца оборону возглавил сын Мухаммада - хорезмшах Джалалиддин Мангуберды. Оборона Гурганджа длилась семь месяцев. Гарнизон и жители поднялись на борьбу с завоевателями. Дух сопротивления среди защитников поддерживал 70-летний известный суфист Нажмиддин Кубро. Впоследствии монголы после того, когда перебили всех защитников столицы и полностью разрушили город, зверски расправились с ним. Это произошло в 1221 г.

 Джалалиддин вместе со своим наставником и другом Темуром Маликом вновь собрал армию и нанёс сокрушительный удар по врагу близ Нисы, а затем в местности Балх. При этом он лично проявлял неоднократно невиданные мужество и героизм. После трёхдневного сражения у берегов Синда Чингиз-хан повелел не поражать султана стрелой, а взять его живым. Оттеснённый к высокому берегу реки, Джалалиддин внезапно развернулся и бросился с конём в реку с тридцатиметровой высоты. Враги бросились за ним, но Чингиз-хан приказал: «Он ушёл непобедимым, не трогать его...».

 После этих событий Джалалиддин жил ещё несколько лет и погиб в сражении с курдами в августе 1231 г. Память о своём герое народ по сегодняшний день хранит в своих сердцах. Она увековечена также на государственном уровне. Выступая на Торжественной церемонии, посвященной 800-летнему юбилею Джалалетддина Мангуберды, И.А.Каримов назвал его защитником своей Родины мужественным полководцем, национальным героем, оставившим неизгладимый след в истории (И.Каримов. Соч., т. 8, с. 71).

 В 1221 г. Мовароуннахр и Хорасан оказались под властью монголов. Государство хорезмшахов перестало существовать.

 Монгольское завоевание принесло народам Средней Азии несоизмеримые страдания. Были сожжены и уничтожены города, селения. Разрушены ирригационные системы. Сотни тысяч людей угнаны в плен. На оставшееся население были наложены огромные налоги и подати.

 Чингиз-хан умер в 1227 г. Ещё при жизни он разделил свои огромные завоеванные владения на улусы и отдал их в управление своим сыновьям. Средняя Азия отошла второму сыну Чингиз-хана Чагатаю и стала называться с этого времени Чагатайским улусом (территориально это от страны уйгур до Самарканда и от южной части Алтая до берегов Амударьи). Хотя официально это было владение Чагатая, но практически оно подчинялось великому хану Уктаю (Угедею), а Чагатай получал со своего улуса часть собираемых с Мовароуннахра доходов.

 29. Политическое и социально-экономическое положение в Чагатайском улусе в XIII-XIV вв.

 Чингиз-хан умер в 1227 г. Ещё при жизни он разделил свои огромные завоеванные владения на улусы и отдал их в управление своим сыновьям. Средняя Азия отошла второму сыну Чингиз-хана Чагатаю и стала называться с этого времени Чагатайским улусом (территориально это от страны уйгур до Самарканда и от южной части Алтая до берегов Амударьи). Хотя официально это было владение Чагатая, но практически оно подчинялось великому хану Уктаю (Угедею), а Чагатай получал со своего улуса часть собираемых с Мовароуннахра доходов.

 Монголы не стали управлять сами в Чагатайском улусе, а отдали его на откуп хорезмийскому купцу Махмуду Яловачу. При нём реальная власть в городах (в Бухаре, в частности) перешла в руки богатого духовенства (садры) и мелких правителей-меликов. Им отдавались земли с крестьянами и раздавались льготы в налогообложении. На крестьян были возложены огромный поземельный и другие налоги и повинности, которые постоянно росли, в связи с откупной системой. Ремесленников в большей части захватчики вывезли в Монголию, а оставшиеся в регионе были на положении рабов. В итоге, за 10-15 лет наступила полная нищета населения. Это вызвало в 1238 г. мощное восстание народа в Бухаре. Во главе его стал ремесленник Махмуд из селения Тараби. Восставших поддержал известный богослов Шамсуддин Махбуби. В конечном счёте, несмотря на героизм восставшего против монгольского ига народа, восстание было жестоко подавлено, десятки тысяч восставших были убиты.

 Махмуда Яловача монголы отправили наместником в Китай, а управлять Чагатайским улусом стал его сын Масуд-бек. Откупная система была сохранена.

 В 40х гг. XIII в. в результате внутридинастической борьбы среди чингизидов была образована Золотая Орда, внуками Чингиз-хана ханами Батыем и Мунке среднеазиатское владение как

 самостоятельный улус был ликвидирован.

 В 60х гг. XIII в. другой внук Чингиз-хана Алгу-хан вновь восстановил Чагатайский улус. В 60х гг. XIII в. чагатайские ханы чингизиды Мубарек-шах и Борак-хан приняли ислам. К началу XIV в. последствия монгольского разорения не были преодолены. Экономика была на очень низком уровне, мешали её восстановлению тяжёлый налоговый гнёт и жёсткая эксплуатация народа, которая для народов Средней Азии была огромным бедствием.

 Чагатайский хан Кебек (131-8-1326гг.) был первым монгольским правителем, который окончательно перенёс свою ставку в Мовароуннахр. При Кебеке были осуществлены две реформы. Первая — денежная. Был введён эталон серебряной монеты (по весу). Выше 8г. монеты назывались динаром, меньше - дирхемами. Это создавало благоприятные условия для внутренней и внешней торговли. Вторая реформа - административная. По ней Средняя Азия была разделена на мелкие административные единицы - туманы. Это сыграло положительную роль в деле развития феодальной государственности в Мовароуннахре.

 После смерти Кебек-хана улус стал раздираться ожесточённой борьбой феодалов за власть, что приносило населению всевозможные беды, разорение и нищету.

 В конце 50х гг. XIV Чагатайский улус распался на две части: Мовароуннахр и Моголистан, в который вошли северо-восточные области региона.

Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (06.04.2010)
Просмотров: 2623 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Kamil  
0
Да, чему учат все еще молодежь, слушай, а?

Если это все не заучит студент и послушно не повторит да не скажет, что "так и было", стало быть, ему "двойку" по истории и поставят?

А ведь еще совсем недавно, по историческим меркам, весь мир знал подлинную, справедливую и достойную историю татар Чынгыз хана - прямых предков не только современных татар, но также и довольно многих из казахов, башкир и других тюркских народов стран СНГ, и даже довольно многих русских.

Вообще-то, еще в конце XVIII века все татары России-Евразии “почитали себя настоящими татарами Чингиз-хана и говорили на однои наречии (языке)» http://tartareurasia.ucoz.com/

Как видим, татары, проживавшие от Москвы до Средней Азии включительно, нисколько не верили той клевете, которую оставили их политические противники - например, политагитаторы Хорезмшахов и католики типа Матфея Парижского, да раскрутили романовы-колонизаторы и после агитпроп партократов-большевиков.

И главное, именно на старотатарском языке, который был литературным и деловым языком Великой Орды от Желтого до Черного моря, написаны в X, XIII XIV веках экземпляры Священного Корана, дошедшие до наших дней и хранящиеся доныне в Манчестерском университете и в Стамбульской библиотеке. А татары-мусульмане еще в XVII веке писали и говорили о своем соплеменнике Чингиз-хане: “Установления Аллаха он принял, и мы считаем его мусульманином” (турецкий историк и путешественник Эвлия Челеби).

Русский академик-востоковед В.П. Васильев еще в середине и в конце XIX века писал на основе добытых им сведений древних восточнотуркестанских и китайских летописей: «народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как Татар». И что татары Чингиз-хана «не говорили на языке, который мы называем монгольским».

Говорили и писали татары на одном из тюркских языков – на старотатарском.
Но многие сведения о подлинной истории татар и их собратьев – тюрских народов Евразии -усилиями романовских и советских историков-политиков были сокрыты-запутаны, и уже, к сожалению, мало кто из татар и их земляков и братьев-тюрок помнит свою Подлинную и достойную историю и старую Истину, известную когда-то многим – о том, что родным народом Чынгыз хана, как и писали Его современники и современники Его преемников и потомков, были “татары - большое тюркское племя (народ)” (араб Ибн-аль-Асир), то есть средневековые татары, и эти самые “татары, рассеянные по всему свету, в 1187 году избрали себе царя, и звался он по ихнему Чынгыз хан” (итальянец Марко Поло).

Также, как свидетельствуют многие сведения мировой историографии, средневековые татары, в принципе, ничего общего не имели с полудикими кочевниками, тем более с предками халха-монголов. У татар Чынгыз хана “язык, обычаи, материальная и духовная культура были близки с тюрками-уйгурами Восточного Туркестана” (В.В. Бартольд), “народом садоводов, купцов и ремесленников” (Л.Н. Гумилев), и соответственно, средневековые татары еще “до эпохи Чынгыз хана” строили города, вели трансконтинентальную торговлю, владели навыками крупного речного судоходства, металлургии. Сведения об этом также стараются скрыть от широкой общественности историки-западники и “восточники”.
Кто интересуется подлинной, но большей частью сокрытой и оболганной историей татар Евразии, предлагаю ознакомиться с работами независимого татарского историка и профессионального правозащитника Гали Еникеева.

О книгах Г.Р. Еникеева см. статью-рецензию почетного предводителя Татарского Дворянского Собрания - Меджлиса Татарских Мурз (Биев) М.Ш. Мамлеева “Открой свою историю”: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/otkroj_svoju_istoriju/1-1-0-6
а также рецензию доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую работу (книгу) Г.Р. Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1
На основе и в развитие этой работы и написаны последующие две книги Еникеева Г.Р., означенные чуть выше.

Там же на сайте многие статьи Г. Еникеева, а также содержание, обложка и пояснения к обложке и главы из его книги «По следам черной легенды»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5

На обложке средневековый портрет Чынгыз хана, воспроизведенный по сведениям татарского исторического источника “О роде Чынгыз хана” и других сведений из мировой историографии – возможно, с несколько неожиданной для многих внешностью (некитайской и не халха-монгольской), с синими глазами и с окладистой рыжей бородой.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |