Четверг, 09.05.2024, 16:34Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 37-39

 37. Бабур – государственный деятель, поэт, историк.

 После достижения Независимости РУ возрастает интерес нашего народа к Познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей истории. « Сегодня весь мир признает, что Узб является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Эта древняя земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков, полководцев»(И.А. Каримов). Одним из сынов этой священной земли был Захириддин Мухаммад Бабур, который благодаря выдающимся способностям, вошел в историю не только как полководец и правитель – основатель династии Бабуридов в Индии, но также как ученый, поэт, оставивший богатое творческое литературное наследие в области истории, географии, этнографии и мусульманской юриспруденции.

 Бабур являлся представителем темуридской династии, он был правнуком Амира Темура. Бабур всегда восхищался своим великим предком, создавшим огромную империю. После смерти Амира Темура, созданная им империя распалась на ряд самостоятельных владений, еще при жизни отдельные области государства он раздавал своим сыновьям. Царевичи, получив наследственные уделы и управлявшие ими, смотрели на себя, как на самостоятельных правителей, связанных с главой династии (XVв – правление Шахруха) лишь вассальными отношениями, что приводило к упадку государственной власти, и бесконечному противостоянию потомков А.Темура.Все это в конечном итоге привело к распаду могущественной империи, созданной А.Темуром, как в политическом, так и в экономическом отношении. В такой не простой социально-экономической обстановке начинает свое правление еще совсем юный З.М.Бабур.

 Захириддин Мухаммад Бабур (1483- 1530 гг.) родился в семье правителя Ферганы Омар-Шейха. После того как в 1494г. Омар-Шейх Мирза умер, 12-летний Бабур был объявлен «государем Ферганы». Поначалу он правил при помощи беков и его бабушки Давлатбегим, которая оказала также большое влияние на формирование его духовного облика. С первых лет сознательной жизни молодому правителю пришлось принимать участие в междоусобной борьбе с различными претендентами на власть в Мовароуннахре.

 Бабур, являясь правителем Андижана, видя предательства и жажду власти своих родственников,вынашивает планы по восстановлению империи своего предка Амира Темура и ликвидации династических войн, во имя процветания Мовароуннахра.

 Однако, неудавшиеся попытки вернуть наследственные владения государства Темуридов заставляют Бабура обратить свое внимание на Индию. Ряд походов не приносят ему успеха. Лишь в 1526 г. после победы при Панипате и разгрома вдесятеро сильнейшей армии под предводительством делийского султана Ибрахима Лоди, Бабур овладел северной Индией. В этой битве Бабур проявил себя как выдающийся полководец. Прочно утвердившись в Афганистане и Индии, Бабур становится повелителем обширной империи, простиравшейся от берегов Амударьи до Ганга и Бенгальского залива. Основанное Бабуром государство, просуществовало до захвата Индии англичанами во второй половине XVIIIв.

 Последние пять лет своей жизни, (он умер в 1530г.) Бабур не покидал уже больше пределов Индии. Несмотря на очень короткое по времени правление Индии (с 1526 по 1530гг.) Захириддин Мухаммад Бабур сумел в некоторой степени объединить феодально-раздробленную страну и провести в жизнь такие важные мероприятия, как упорядочение земельно-водных отношений и налоговой системы.

 В Индии Бабур стремился укрепить торгово-экономические связи со Средней Азией, Афганистаном и Ираном. С целью подъема товарооборота государства с другими странами, Бабуром был издан специальный Фарман (указ) об изменении дороги между Агрой и Кабулом, о благоустройстве караван-сараев, постройке специальных колодцев на торговых магистралях, заготовке фуража и съестных припасов для путников.

 В первой четверти XVI вю в Северной Индии полностью дестабилизировалась налоговая система, в результате чего резко ухудшилось положение народных масс. Отсутствие земельно-налогового законодательства и некоторые другие экономические факторы натолкнули Бабура на идею написания сочинения «Мубайин», где были заложены основные нормы мусульманского закона, написанного на староузбекском языке.

 В столице Агре Бабур собрал вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов, которым оказывал большое внимание.

 Талантливый писатель, ценитель искусства, литературы и науки, оригинальный мемуарист, Бабур, обладая широким кругозором и пытливым умом, оставил значительный след во многих областях жизни народов Ср. Азии, Афганистана и Индии. Его перу принадлежат оригинальные лирические произведения – газели, рубаи; поэтике «Аруз рисолари»; музыке, военному делу, а также специальный алфавит «Хат-и Бабури». Однако центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке – его исторический труд «Бабур-наме». В книге много ярких, с большим остроумием написанных словесных портретов целого ряда его современников – государственных деятелей, поэтов, художников, музыкантов. «Бабур-наме» имеет богатый материал о литературной среде самого Бабура. На основе этих сведений можно воссоздать биографии малоизвестных поэтов того времени.

 Бабур большое значение придавал правописанию, стилистике и произношению. Сам Бабур в «Бабур-наме» последовательно придерживался этого принципа, написав свой труд простым, общедоступным языком, избегая при этом все формы изысканного стиля.

 Роль Бабура в развитии узбекской поэзии и языка Индии значительна. Его поэтические произведения,аписанные на узбекском языке, получили достойное признание в трудах ученых мира.

 Бабур испытывает чувство безмерной любви к своей Родине, Средней Азии и Афганистану, которые стали для него второй родиной. Он всегда жил надеждой вернуться домой.

 Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Одной из важных сторон его творчества является воспевание подлинно-человеческой, земной реальной любви. Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией Алишера Навои.

 Со дня смерти Бабура прошло более четырех с половиной веков, полных противоречий и острой социальной борьбы народов Ср. Азии, Афганистана, Ирана и Индии. Это немалый срок. Но имя Бабура: историка, талантливого художника слова, умелого полководца и государственного деятеля, бессмертно. Деяния и творческое наследие Бабура вошли в историю составным элементом достояния культуры узбекского народа.

 {Решением правительства РУ был широко отпразднован в 1993 г. 510-летний юбилей Бабура. Чтобы увековечить его память, в Андижане был построен мавзолей и памятник в его честь, возведен Национальный парк Бабура, при котором организован музей «Бабур и мировая литература».

  38.Роль личности в истории.

 Личность – это человек с присущими ему яркими индивидуальными чертами и качествами, такими как интеллект, эмоция воля. Трудно представить личность вне общества. Известный классик указывал, что человек становится выдающимся не благодаря пышной бороде или исполинской фигуре, или в его жилах течет голубая кровь, а тем, что его выдвигает социальная Среда, потребности общества. Качества личности определяются, прежде всего, ее жизненной позицией, отношением к обществу, окружающей среде, тем, что какая-то часть людей ее знает, признает ее жизненное кредо, поддерживает ее общественные взгляды.

 Исторические личности обычно умеют разбираться в механизме управления обществом, хорошо знают психологию людей, обладают организаторскими способностями и даром убеждать окружающих.

 Обществоведы считают, что личность является продуктом определенной социально-экономической эпохи. Она осознает общественное значение своих способностей, вбирает в себя предшествующий опыт, духовные ценности общества, вносит вклад в общественное развитие. Таким образом, определяющими характеристиками личности являются ее взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения. А социальные качества личности проявляются в общественной деятельности, в конкретных ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям.

 О подлинной роли личности в истории человечества существуют различные суждения. Одни преувеличивают их роль, другие, наоборот низводят роль личности до минимума. В отношении политических лидеров призывают ограничить их власть, взять под контроль их деятельность, требуют соблюдения ими демократических норм.

 Сильные личности играют большую роль в развитии общества. Они, особенно в переломные моменты, способны дать серьезный импульс ходу общественного развития. Вспомним воздействие Александра Македонского, Амира Темура, Петра I на ход исторических событий.

 Внимательно присматриваясь в «лица» этих людей, поражаешься их многообразию, неординарности. Вместе с тем у всех у них есть нечто общее. Это – то, что они оставили свой след в истории, в общественной жизни региона, страны, а порой и всей планеты. История признает тех людей великими, которые трудясь во благо общества, сами становились благороднее, приносили максимум пользы большинству людей, были бескорыстными.

 Для объективной оценки деятельности той или иной личности следует исходить из общепринятых в мировой практике критериев. Речь идет о рассмотрении роли политического лидера в контексте исторической эпохи, в которой он жил и творил, об учете сложившихся тогда традиций, обычаев, устоявшихся норм общественной жизни и политических воззрений. В то же время следует учитывать заслуги самого лидера, его вклад в общественное развитие по сравнению с его предшественниками.

 К сожалению, среди общественных лидеров встречаются и такие, которые превыше всего ставят личные интересы, проявляют амбициозность, у многих из них сильно развито тщеславие. История таких людей жестоко карает, правда, большей частью с опозданием, иногда со значительным.

 В XX столетии своей особой жестокостью отличились фюрер Германии Гитлер, дуче Италии Муссолини. На их совести миллионы человеческих жизней. «Вождь народов» Сталин устроил геноцид своему народу, длительный период попирал человеческое достоинство. На их примере можно убедиться в том насколько властелин способен к худшему.

 В наше время очень важно достижение единства интересов личности и общества, органического единения коллективистских и личностных начал. И главная задача государственного деятеля и органов политической власти – обеспечение достижения общих целей стоящих перед обществом. Движущей силой преобразования общества, его развития является человек, его неутомимый труд во имя прогресса. И в этом процессе велика роль личности, способной выполнять функцию двигателя развития, организатора социально-экономических и политических реформ, гаранта стабильности общества.

 В обширной литературе об Амире Темуре, созданной на протяжении всех шести столетий во многих странах Запада и Востока дается развернутая характеристика его многогранной деятельности.

 Чтобы объективно оценить деятельность Темура обратимся к сложившимся в мировой практике критериям оценки исторических личностей. Это – прежде всего учет конкретно-исторической обстановки. Ведь каждую великую личность рождает конкретная эпоха, формируется среда, окружение, потребности общества.

 Историческая эпоха в середине XIV в. в Ср. Азии характеризовалась тем, что здесь население десятилетиями страдало от монгольского угнетения, регион был раздроблен на княжества, бекства, вилояты, между которыми происходили постоянные раздоры и нередко с кровавыми последствиями.

 В этих условиях и появляется на политической арене Амир Темур. Он осознает необходимость освобождения края от иноземного гнета, объединения вилоятов в единое централизованное государство. Опираясь на определенные социальные силы общества, Темур шаг за шагом решает эти задачи, одновременно он заботиться о безопасности своего государства. В ходе этого проявляется его государственная мудрость, полководческое искусство. Темур формируется как сильная неординарная личность.

 Амир Темур, естественно, был сыном своего времени.

 Амир Темур был весьма строгим правителем – требовательным к себе и окружающим. В своей государственной деятельности он опирался на три положения – на твердость веры, правосудие и сильную власть.

 Таким образов, обладая огромным даром организатора и руководителя, Темур всегда держал руку на пульсе жизни, не теряя ощущение реальности.

 Роль тех или иных политических деятелей определяется его вкладом в развитие своей страны, общества. Главная заслуга Темура заключается в том, что он организовал и возглавил движение по освобождению края от монгольского порабощения, за объединение раздробленных на княжества вилоятов в централизованное государство, добился признания его мощи сопредельными странами, восстановил и расширил торгово-экономические и политические отношения со многими странами Запада и Востока. Таким образов, его вклад в развитие Центральной Азии в различных сферах общественной жизни был поистине огромным, историческим.

 Исходя из изложенного следует вывод о том, что Амир Темур был поистине выдающимся государственным деятелем, талантливым полководцем, искусным дипломатом, щедрым покровителем культуры и искусства, личностью, внесший большой вклад в человеческую цивилизацию. 

 39. Завоевание Средней Азии Шейбанидами (XVI вв.).

 Кочевые узбеки, приведенные Шейбани-ханом в Маераннахр,обосновались: около Ташкента, в Долине Зарафшана, Кашкадарьинском и Сырдарьинском районах; значительная часть кочевников перешла Амударью и заняла территорию современного Северного Афганистана, смешалась с сельджуками. Каждая из областей темуридского государства была передана в юрт (владение) определенному узбекском племени. Так, Термезом владело племя кунграт, Кундузом - катаган и т. д. Расселение сопровождалось вытаптыванием посевов и сгоном с пастбищ, местных кочевников-тюрков. Все это привело к временному упадку запустению некогда культурных пространств. Часть оседлых таджиков ушла в горы. Местные кочевники тюркского происхождения слились с завоевателями в силу общности языка и вошли в число узбекских племен. В конце XVI в. скотоводческие племена перешли к оседлому образу жизни, их стали называть дехканами (оседлый) или кишлак-нишин.

 Хозяйственная жизнь городов постепенно стала восстанавливаться. В XVI в. широких размеров достигли ремесленная и торговая деятельности, архитектура Самарканда и Ташкента. До наших дней сохранились построенные при Абдулла-хане чорсу-купольные здания, караван-сараи, мечети и другие здания в Бухаре. С развитием ремесла оживилась торговля. В XVI в. бухарские и хивинские посольства вместе с торговыми караванами направлялись в Москву, Индию, Кашгар, в Сибирь, казахские степи, к но-гайцам и т.п. Ответные посольства прибывали в Бухару.

 После присоединения Казанского, а затем Астраханского ханств к Московскому государству, здесь появились в 1557 г. купцы из Хорезма, а в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Балхе - купцы из Московии.

 Зимой 1558 г. в Бухаре проживал в качестве посла Ивана IV англичанин Дженкинсон. Особенно оживленной торговля с Московией была во второй половине XVI в. Причем караваны снаряжались не только из столиц узбекского государства - Самарканда и Буры, но и крупных вассальных городов - Ташкента, Ургенча, Балха и др. По особым царским разрешениям в Бухару ввозилось серебро и монета. Из Средней Азии в Московскую Русь шли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, мерлушка, шелк-сырец, ковры, разные пряности, сушеные фрукты и пр. В Средней Азии торговали рабами, в основном иранцами, захваченными узбеками при набегах на Хорасан, и русскими, которых они покупали у кочевников Дашти-Кипчака. Вторжение кочевников-узбеков сказалось и на формах землевладения. Среди узбеков, пришедших в Мавераннахр, сохранилось еще общинно-племенное владение землей, при котором собственником является не отдельное лицо, а племя. Наряду с этим в земледельческих районах сложилось феодальное землевладение. За оказываемую султанам и ханам помощь наиболее видные представители племенной знати получали государственные посты и определенные районы в управление. Кроме того, они получали земельные пожалования, так называемые икта. Владельца икта называли мукта. Эта форма землевладения получила дальнейшее развитие при узбекских династиях. Наиболее распространенным было пожалование взимать в течение определенного времени налоги с земли. В XVI в. это было особенно характерно для Бухары и называлось оно там персидским термином <танхо>. Наряду с этим практиковалась также передача земли ханами в полную собственность отдельным лицам-мульки-хурри-холис. Крестьяне, жившие на мульки, не теряли личную свободу, но попадали в зависимость к землевладельцу. В результате в руках узбекской знати сосредоточились огромные земельные участки. Крупными землевладельцами оставались часть тимуридских феодалов и духовенство. Шейбаниды практиковали пожалование земель духовенству, поэтому вакфные земли достигли больших размеров. Большим влиянием при Шейбанидах пользовались различные дервишские или суфийские братства.

 Государство делилось на несколько княжеств во главе с султанами, к которым прикреплялись аталы - наблюдатели за поведением князя. Крупные княжества делились на более мелкие уделы. Самарканд считался стольным городом, где происходило возведение хана на престол - священный серый камень (кокташ). Постепенно значение столицы перешло к Бухаре. Узбекские племена сохранили в известной мере независимость от ханской власти. Главы племен получали от ханов титулы эмиров. Впоследствии эмиры становились весьма опасными для ханской власти, ханы считались с ними, эмиры принимали участие в церемонии избрания хана. Избранного поднимали на белом войлоке. С развитием феодальных отношений в среде узбеков все больше укреплялась идеология ислама с многочисленными пережитками шаманизма. В связи с начавшимся оседанием узбеков отдельные этнические группы смешиваются с местными тюрками и "отюреченными” монголами (чагатаями и джагатаями), часть таджиков таке смешивается с тюрками и узбеками. Постепенно узбеки вбирают слова местного тюркского языка (вообще их языки были близкими) и складывается в XVI-XVII вв. тюркский или староузбекский язык, который преобладает в основном в Фергане и Ташкенте. В Хиве еще долго сохранялись чагатайские (местный тюркский) язык и народность. Зарождается лнтература на тюркском или староузбекском языке. Однако официальным языком узбекских ханств (исключая Хиву) по-прежнему остается персидский язык. На нем пишут свои произведения придворные поэты и историки бухарских ханов и в последующие века.

Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (06.04.2010)
Просмотров: 2292 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |