Четверг, 09.05.2024, 18:39Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 45-49

45.Социально-экономическая и культурная жизнь в Хивинском ханстве (ХVI-пер. пол. ХIХ в.).

            Общественному строю среднеазиатских ханств были присущи  как черты образа жизни оседлого населения, так и кочевых и полукочевых племен. Это особенно характерно для Хивинского ханства. Форма государственного правления в Хивинском ханстве была феодально-монархической. Система управления строилась на единовластии правителей. Во главе государства стоял хан. Хотя формально он имел неограниченную власть, однако в условиях противостояния отдельных правителей, стремившихся к самостоятельности, во многом были зависимы от них. В жизни Хивинского ханства особое место занимали инаки - крупные сановники хана, избранные из племенной знати. Они играли решающую роль при избрании хана.

              Административное устройство ханства оставалось почти неизменным в течение XVI – первой половины XIX века. Управление ханством осуществлялось при помощи сложного административного аппарата. Ханство делилось на отдельные области, правители которых, как правило, члены ханского дома, имели собственный аппарат управления, казну, войско. В основу административного деления были положены ирригационные системы. Во главе вилаетов стояли хакимы, имевшие многочисленный штат налоговых чиновников. В сельской местности власть принадлежала амлякдарам, аксакалам, даругам. Высшая административная власть была в руках кушбеги. Вторым лицом был низший кушбеги, который ведал финансами. Большое значение придавалось надзирательным и карательным органам. 

Основу хозяйства в ханстве составляло земледелие. Отдельные правители принимали меры по развитию сельского хозяйства путем проведения новых и ремонта старых ирригационных сооружений. Аграрные отношения продолжали сохраняться на протяжении XVIXIX веков в том виде, в каком они сложились ранее. Земельная собственность делилась на несколько категорий: государственные, мульковые (частновладельческие), вакфные (земли духовенства). Постепенно стали четко выделяться в особую категорию частнособственнические обеленные земли - милки-хурри холис, освобожденные от государственных налогов, в результате чего происходит укрепление безусловной земельной собственности. Была развита также и условная форма  землевладения (суюргал). Налоговые сборы с государственных земель были основным источником вознаграждения светских чиновников и военных за службу. Государственные земли все чаще стали фактически принадлежать  знати, являясь основным источником их экономической независимости. В конечном итоге раздача государственных земель в условное владение привела к сокращению доходов казны, ослаблению ханской власти, децентрализации государства, способствовала созданию тенденций сепаратизма.

В городах Хивинского ханства важное место занимало ремесленное производство. Было развито ткачество, гончарное и оружейное дело, изготовление предметов домашнего обихода. Также была широко развита торговля. Торговые караваны шли в Индию, Иран, Сибирь, Кашгар. Усиливаются торговые отношения с Россией. В XIX веке Средняя Азия для России постепенно становится важным источником сырья для развивающейся промышленности и необходимым рынком сбыта готовой продукции.  Расширение внутренней и внешней торговли вели к увеличению денежного обращения и чеканке монет в ханствах. Началась регулярная чеканка золотых монет, хотя состав монетной массы был разным. Денежное обращение отличалось сложностью. Стоимость и курс денег различались не только между  тремя ханствами, но и между различными областями одного и того же ханства.          Сложный, противоречивый, полный политических и социальных потрясений путь, пройденный народами Средней Азии, отразился и на культурной жизни. Развитие культуры шло в соответствии с изменениями, происходившими в общественно-политической жизни. Деятельность среднеазиатских ученых базировалась на достижениях более раннего периода. Изучались и комментировались труды ученых прошлых веков.     Хивинский хан Абулгази в своем труде «Родословное древо тюрок», написанном на узбекском языке, приводит много сведений по географии ряда стран  от Китая до Египта. Особенно подробно излагается география Средней Азии. В этой работе содержится около 110 географических названий. Особое место занимала архитектура. Большое развитие получило строительство культовых зданий, мемориалов. Например, мавзолей Пахлавон Махмуда в Хиве.      Следует отметить, что история среднеазиатских ханств включала в себя периоды подъема и спада хозяйственного и культурного развития. Это было связано с раздробленностью, междоусобицами, вторжением внешних сил, борьбой за власть. Главным уроком этого периода является понимание важности преодоления групповых противостояний,  укрепления политической и экономической стабильности государства.     

   46. Политическая ситуация в Кокандском ханстве (XVIII-первая половина XIX).

В конце XVII-начале XVIIIвв непрекращающиеся набеги джунгар и др. племен в Ферганскую долину способствовали консолидации населения и образованию политически обособленного от Бухары государства. Это было обусловлено рядом причин.Одной из них явился политический и эк. кризис в Бухарском ханстве в этот период. Отделению Коканда(1709г.) способствовали компактность территории и возросшая эк. самостоятельность Ферг. долины. Правители Намангана,Коканда,Маргилана постоянно соперничали между собой.В результате этой борьбы все больше возрастает роль Коканда-владения узбекского племени «минг»(центр. часть Ферганы).Первым правителем Кок.ханства был провозглашен Шахрух-бий(1709-1721гг.).В период правления его сына Абдурахим-бия(1722-1733гг) территория Кокандского ханства значительно расширилась за счет присоединения Ходжента, Ура-Тюбе, Каттакургана и Джизака. Правителем ханства приходилось вести борьбу за укрепление центральной власти. Определенные успехи в подчинении местных феодальных правителей наблюдались при Норбута-Бие (1770-1798). Ему удалось установить в стране относительную стабильность. {Был заключен сепаратный мир с правителями Чуста и Намангана, подавлен мятеж , поднятый его братом Ходжи-бием} При нем отмечалось общеэкономическое развитие ханства. Процесс укрепления политической власти продолжался и при его сыне Олим-беке (1800-1810). При нем значительно возросло политическое значение Коканда. Он создал наемное войско. На основе большой армии велась активная борьба как за централизацию власти внутри страны, так и за дальнейшее расширение территории ханства. Им были завоеваны Чимкент, Ангренский оазис и вся Таш область. В 1805 г. Олим-бек принял титул хана, государство приобрело статус Кокандского ханства. В последующем при правлении Умар-хана (1810-1822) территория ханства еще более расширилась, укрепилась гос власть , начался подъем в хоз и культурной жизни, в торговле. В общественной жизни ханства заметную роль играла жена Умар-хана Мохлар-Айим, известная поэтесса Нодира.

 Расширение территории ханства продолжалось и при приемнике Умар-хана – Мухаммад-Али- хане (1822-1841), но его власть во вновь завоеванных землях была непрочной. В период его правления созданный при Умар-хане союз между ханской властью и феодальной верхушкой стал распадаться, чем и воспользовался эмир Бухары Насрулла. В 1842 г. Он напал на Коканд, по его приказу были казнены семья хана и его приближенные. Дальнейший период правления Шерали (1842 -1845) отмечен глубоким внутренним кризисом. Реальную власть осуществлял Мусульманкул Мингбаши. По его инициативе на престол был возведен несовершеннолетний Ходояр-хан, при котором он стал регентом правителя. Он сам решал важные государственные вопросы. Между тем, проводимая им политика привела к возникновению оппозиции против него, и в 1853 г. он был убит. Однако, несмотря на острые внутренние конфликты, затяжную и кровопролитную борьбу за власть династии Минг удалось сохранить превосходство. Худояр-хан трижды занимал ханский престол.

 {Административное устройство} Общественному устройству Кокандского ханства были присуще как черты образа жизни оседлого населения, так и кочевых и полукочевых племен. Форма государственного правления была феодально-монархичесая. Система управления строилась на единовластии правителей. Во главе государства стоял хан. Хотя формально он имел неограниченную власть, однако в условиях противостояния отдельных правителей, стремившихся к самостоятельности, во многом был зависим от них. В Кокандском ханстве большую политическую роль играли духовенство и беки городов.

 При хане был совет, куда входили аталык, мингбоши, атабек, дастурхончи, наиб и др. чиновники. Своим приближенным хан отдавал за службу отдельную области. Города управлялись беками. Большую роль в политическом отношении играл правитель Ташкента. Он носил высокий титул Беклярбег (бек беков) и назначался ханом. Для управления селениями назначались аксакалы или старейшины. Из аксакалов города, выбиравшихся самим ханом, составлял Кокандский «муниципалитет», который разрешал споры, решал городские дела. Высшая судебная власть находилась в руках казиев.

 Административное устройство ханства оставалось почти неизменным в течение XVI- первой половины XIX века. Управление осуществялось при помощи сложного административного аппарата. Ханство делилось на отдельные области, правители которых, как правило члены ханского дома. Имели собственный аппарат управления, казну, войско. В основу административного деления были положены ирригационные системы. Во главе вилоятов стояли хакимы, имевшие многочисленный штат налоговых чиновников.  Высшая административная власть была в руках девонбеги.

 {хозяйство} Основу хозяйства составляло земледелие. Большая роль отводилась проведению ирригац систем. Среди с/х культур выращивались зерновые (пшеница, рис и т.д.), также большую посевов занимала хлопковая культура. Также было развито садоводство, бахчеводство и виноградарство. Большое место в хозяйстве занимало животноводство. Важное место занимало ремесленное производство, было развито качеством гончарное и оружейное дело, изготовление предметов домашнего обихода.

 Земельная собственность делилась на несколько категорий: гос, мульковые (частновладельческие), вакфные (земли духовенства), выделялись в особую категорию частнособственнические обеленные земли и была развита условная форма землевладения (суюргал). Была широко разветвлена налоговая система, основным налогом был налог с земли – харадж, взимаемый частично натурой, частично деньгами. Кроме того, танабпули – налог с садов и виноградников, зякет – налог со скота и прочего имущества и множества других.

 В этот период была широко развита торговля; торговые караваны шли в Индию, Иран, Сибирь, Кашгар. Усиливаются торговые отношения с Россией. Расширение внутренней и внешней торговли способствовало увеличению денежного обращения и чеканки монет.

   47.Социально-экономическая и культурная жизнь в Кокандском ханстве (ХVIII-пер.пол. ХIХ в.) .

 Общественному строю среднеазиатских ханств были присущи  как черты образа жизни оседлого населения, так и кочевых и полукочевых племен. Это особенно характерно для Кокандского ханства. Форма государственного правления в Кокандском ханстве была феодально-монархической. Система управления строилась на единовластии правителей. Во главе государства стоял хан. Хотя формально он имел неограниченную власть, однако в условиях противостояния отдельных правителей, стремившихся к самостоятельности, во многом были зависимы от них. Административное устройство ханства оставалось почти неизменным в течение XVI – первой половины XIX века. Управление ханством осуществлялось при помощи сложного административного аппарата. Ханство делилось на отдельные области, правители которых, как правило, члены ханского дома, имели собственный аппарат управления, казну, войско. В основу административного деления были положены ирригационные системы. Во главе вилаетов стояли хакимы, имевшие многочисленный штат налоговых чиновников. В сельской местности власть принадлежала амлякдарам, аксакалам, даругам.    Высшая административная власть была в руках девонбеги. Вторым лицом был низший девонбеги, который ведал финансами. Большое значение придавалось надзирательным и карательным органам.      

Основу хозяйства в ханстве составляло земледелие. Отдельные правители принимали меры по развитию сельского хозяйства путем проведения новых и ремонта старых ирригационных сооружений. Аграрные отношения продолжали сохраняться на протяжении XVIXIX веков в том виде, в каком они сложились ранее. Земельная собственность делилась на несколько категорий: государственные, мульковые (частновладельческие), вакфные (земли духовенства). Постепенно стали четко выделяться в особую категорию частнособственнические обеленные земли - милки-хурри холис, освобожденные от государственных налогов, в результате чего происходит укрепление безусловной земельной собственности. Была развита также и условная форма  землевладения (суюргал). Налоговые сборы с государственных земель были основным источником вознаграждения светских чиновников и военных за службу. Государственные земли все чаще стали фактически принадлежать  знати, являясь основным источником их экономической независимости. В конечном итоге раздача государственных земель в условное владение привела к сокращению доходов казны, ослаблению ханской власти, децентрализации государства, способствовала созданию тенденций сепаратизма.

В городах Кокандского ханства важное место занимало ремесленное производство. Было развито ткачество, гончарное и оружейное дело, изготовление предметов домашнего обихода. Также была широко развита торговля. Торговые караваны шли в Индию, Иран, Сибирь, Кашгар. Усиливаются торговые отношения с Россией. В XIX веке Средняя Азия для России постепенно становится важным источником сырья для развивающейся промышленности и необходимым рынком сбыта готовой продукции.  Расширение внутренней и внешней торговли вели к увеличению денежного обращения и чеканке монет в ханствах. Началась регулярная чеканка золотых монет, хотя состав монетной массы был разным. Денежное обращение отличалось сложностью. Стоимость и курс денег различались не только между  тремя ханствами, но и между различными областями одного и того же ханства.

  Сложный, противоречивый, полный политических и социальных потрясений путь, пройденный народами Средней Азии, отразился и на культурной жизни. Развитие культуры шло в соответствии с изменениями, происходившими в общественно-политической жизни. Деятельность среднеазиатских ученых базировалась на достижениях более раннего периода. Изучались и комментировались труды ученых прошлых веков. 

Большим средоточием литературных сил стала Кокандская литературная среда. Для литературной жизни Кокандского ханства характерным было развитие двух направлений: придворная лирика, воспевавшая правителя и ханский строй,  и прогрессивная поэзия, описывающая  жизнь трудового народа. Представителями прогрессивного направления были Боборахим Машраб, Хувайдо. Значительный след в культурной жизни Коканда оставили узбекские поэтессы: Нодира, Джахан Атын Увайси, Дильшод Барно. Особое место занимала архитектура. Большое развитие получило строительство культовых зданий, мемориалов. Например, мавзолей Пахлавон Махмуда в Хиве.

Следует отметить, что история среднеазиатских ханств включала в себя периоды подъема и спада хозяйственного и культурного развития. Это было связано с раздробленностью, междоусобицами, вторжением внешних сил, борьбой за власть. Главным уроком этого периода является понимание важности преодоления групповых противостояний,  укрепления политической и экономической стабильности государства.     

  48.Определение этноса (его признаки) и нации

 Несколько слов о понятийном аппарате. "Этнос" древнегреческое слово и по смыслу оно означает народ. Отсюда выражение "этногенез", что означает происхождение, возникновение этноса, т.е. того или иного народа. Становление нации, народа длительный и многоаспектный исторический процесс. Основу каждого народа составляют роды и племена. Вспомним о том, что род - это союз родственных семей, а племя - это объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Народность же одна из форм общности людей, которая исторически следует за родо — племенной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, а племенных языков — общим языком, наряду с существованием близких диалектов и наречий. Каждая народность имеет свое собирательное название, возникают элементы общей культуры.

 Латинское слово "нация" тоже означает "народ". Народ, нация — более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся в процессе ликвидации территориальной раздробленности, упрочения экономических связей между отдельными областями, объединения местных рынков в общенациональный.

 Многие исследователи сходятся на том, что каждому народу (нации) свойственна устойчивая общность, основывающаяся "а общих судьбах людей в процессе длительного совместного исторического развития. Основополагающими в характеристике нации являются общности территории, языка, экономической жизни, особенности культуры и быта данной нации, а также этнического самосознания. Нередко одним из атрибутов нации выступает наличие государственности, во многих случаях также и преобладание придерживающихся той или иной конфессии. Эти общие положения присущи практически всем народам планеты, но их формирование протекает не всегда одинаково.  Для первобытно-общинного строя характерна родоплеменная общность. Род - это союз родственных семей; племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком. Позднее, с началом перехода к оседлости, формируется соседская, территориальная община. На основе принципа  территориального единства складывается новая общность - народность. Народность - одна из форм общности людей, которая формируется в процессе слияния, консолидации различных племен. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, а племенных языков — общим языком с сохранением диалектов. Каждая народность имеет свое собирательное название, возникают элементы общей культуры. Нация в переводе с латинского означает народ. Также все чаще употребляется в этом же смысле и термин этнос (в переводе с греческого - тоже народ). Этим объясняется имеющийся разнобой в употреблении терминов "нация" и "этнос". В современной научной литературе все чаще рассматриваются понятия "нация" и "государство" как синонимы. Отсюда выражения "национальная безопасность", "национальная сборная", "национальные интересы" государств, ООН. С этой точки зрения, термин "нация" может трактоваться как совокупность всех граждан конкретной страны, независимо от их этнической принадлежности, для которых она является родиной, интересы которой они готовы защищать, спаянных единой созидательной идеей, единой системой ценностей. В данном случае "нация" рассматривается как гражданско-политическая категория. "Этнос" - рассматривается как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями. Из них можно выделить: 1. территориальное единство, как важный этнообразующий признак, т.е. одно из условий формирования этноса; 2. общность языка; 3. особенности материальной и духовной культуры, обычаи, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение и, в конечном итоге характеризуют менталитет народа; 4. этническое самосознание, т.е. осознание членами этноса своего группового единства; 5. общность происхождения и исторических судеб; 6. этноним (самоназвание).

 Этническое формирование - этногенез (происхождение, возникновение этноса) - очень длительный по времени и сложный процесс. Современное расселение тюркских народов - это результат этнических и миграционных процессов.

  49.Этническое формирования узбекского народа.

Древнегреческое слово "этнос" переводится как народ, племя. Этническое формирование т.е. длительный процесс складывания развития народа часто называется термином "этногенез" ("генезис"- происхождение, возникновение). В современной исторической литературе рассматриваются несколько этапов этого процесса. С древних времен в Средней Азии проживали народы, которых называли: саки, массагеты, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, парфяне. Эти древние народности и группы племен являются предками современных узбеков и других среднеазиатских народов. С середины I тысячелетия до н.э. на территорию Средней Азии проникают большие группы кочевников- с востока через Алтай, Фергану на Согд и Бактрию (Юечжи) и с севера, из Приаралья, в те же районы (сарматы). В результате демографическая обстановка изменилась. Большую часть пришлых кочевых народов составляли тюркоговорящие племена. var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (07.04.2010)
Просмотров: 3276 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 paytightihos  
0
hi

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |