Четверг, 09.05.2024, 11:15Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 54-57
54.Джадидизм в Туркестане в начале XX в., его сущность и значение.
Национально-освободительное движение и антиколониальные выступления явились важнейшим внутренним толчком для возникновения в туркестанском обществе новой силы, которая была представлена в лице передовой национальной интеллигенции в лице лучших ее представителей – джадидов, болеющая за судьбы своего края и его народов.
 Важным внешним фактором, оказавшим влияние на формирование мировоззрения местных просветителей, были идейно-политические течения, проникавшие в край из сопредельных государств, благодаря интеграции демократических движений.  Большое влияние на движение джадидов оказал видный крымско-татарский реформист, основоположник джадидского движения Исмаил Гаспринский (1851-1914). С 1883 г. его газета «Таржимон» стала широко распространяться в городах Туркестана, а также в Бухаре и Хиве. В самом начале деятельность местной интеллигенции носила просветительский характер. Джадиды в силу своей образованности владели культурным капиталом прошлого, имели возможность путешествовать, знакомиться с индустриальными и культурными достижениями более развитых стран и поэтому прекрасно осознавали, насколько Туркестан отстал в своем развитии, и стали выступать за модернизацию мусульманской культурной традиции. Джадиды боролись против религиозного консерватизма в лице кадимистов (в 1905 г. движение раскололось на модернистов и консерваторов). По их мнению именно религиозный консерватизм препятствует использованию технических новшеств, из-за чего отстают в своем развитии ремесла и предприятия, не выдерживая конкуренцию с российской развитой индустрией.
 Начавшееся в крае в конце XIX в. бурное строительство промышленных предприятий, развитие хлопководства, товарно-денежных отношений и т.д. обусловили появление новых административных учреждений, банков, торговых фирм и т.д. Функционирование всех этих структур требовало образованных людей, знающих местную специфику и язык, для чего нужны были новые формы обучения и новые учебные заведения. Именно джадиды выступили за реформирование мусульманского школьного образования: введение в мактабах новых методов обучения, преподавание естественных дисциплин, улучшение гигиенических условий в школах и т.д. Определенные шаги в этом направлении были сделаны, когда в регионе в начале 80-х гг. XIX в. начали открываться русско-туземные школы. В них были заинтересованы в равной мере и колониальная администрация, и местные купцы и предприниматели. Первая русско-туземная школа была открыта 19 декабря 1884 г. в доме богатого купца Сеид-Гани Сеидазимбаева. К 1917 г. в крае было 126 русско-туземных школ с 6213 учащимися. Однако эти школы были русскими школами для детей местного населения, готовившими кадры для работы в русских административных, финансовых, коммерческих учреждениях. Они не могли коренным образом решить проблему массовой подготовки образованных кадров из местного населения. Для этого надо было реформировать национальную систему образования.
В 90-х гг. XIX в. стараниями джадидов в крае начинают создаваться новометодные школы. В Ташкенте первую такую школу в 1904 г. открыл видный деятель джадидского движения Мунаввар Кори Абдурашидханов. В 1912 г. в Ташкенте действовало 12 новометодных школ. По инициативе таких представителей движения, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат начали издаваться учебники на узбекском языке для преподавания в новометодных школах, а также переводная и оригинальная литература, преимущественно научно-популярного характера.
В этот период на арене общественной жизни появляется и национальная печать. Национальные газеты и журналы прогрессивного направления начали издаваться в начале ХХ века. Издателями и редакторами газет «Таракки» (1906 г.), «Хуршид» (1906 г.), «Шухрат» (1908 г.), «Самарканд» (1913 г., журнала «Ойна» (1913-1915 гг.) и т.д. были все те же представители джадидской интеллигенции. Занималась национальная интеллигенция и широким просветительством, организуя издательства по выпуску дешевой книжной продукции («Нашриет» в Ташкенте, «Туркестанское издательское товарищество» в Андижане). Они открывали в различных городах края книжные магазины, где продавались книги по низким ценам.
В 1914 г. были сделаны первые шаги по созданию национального театра. 27 февраля в Ташкенте под руководством Убайдуллы Ходжаева была поставлена на узбекском языке драма Бехбуди «Падаркуш» («Отцеубийца»). Все постановки национальных театров проходили при переполненных залах и с большим аншлагом. Следует отметить широкую благотворительную деятельность джадидов. Весной 1909 г. в Ташкенте было создано благотворительное общество «Помощь». Как отмечалось в Уставе общества, его целью было оказание помощи всем нуждающимся. С этой же целью учителями новометодных школ в 1914 г. было создано благотворительное общество «Амдоадия». К концу второго десятилетия ХХ в. узбекистанское общество уже имело в своей структуре деловую и творческую  интеллигенцию, в рядах которой были прекрасные педагоги (Мунаввар Кори, Шакури и др.), юристы (Убайдулла Хорджаев), историки (Мухаммад Солих Кори Ташкенди, Саттархан Абдулгафаров), поэты и писатели (Фитрат, Мукими, Завки, Фуркат, Хамза и др.). Однако движение джадидов, которое возникло как просветительское движение, под влиянием революционных событий 1905 года в России, стало приобретать политический характер. Этому способствовали и события, произошедшие в Туркестане в 1916 г.
Восстание 1916 г. было наиболее массовым в истории колониального Туркестана. События развивались следующим образом. 1 августа 1914 г. началась первая мировая война, в которой принимала участие Россия. Изыскивая дополнительные средства для восполнения потерь и роста военных расходов, царское правительство решило переложить значительную часть расходов на ведение войны на Туркестан. С 1915 г. в Туркестане были введены постоянные цены на хлопок. За 1914-15 гг. цена на хлеб, который шел в обмен на хлопок, увеличилась на 100%, а в 1916 г. – на 400%. Цена на хлопок при этом выросла всего на 50%. В результате весной 1916 г. по Туркестану прошла волна голодных бунтов. Но последней каплей в чаше терпения народа оказался царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации 250 тыс. молодых мужчин на тыловые работы. В результате вспыхнуло всенародное восстание. К середине июля 1916 г. оно охватило практически весь Туркестанский край. Хотя восстание и было жестоко подавлено, оно оставило неизгладимый след в национальном самосознании коренного населения, в упрочении в нем идей борьбы против колониализма за независимость и незыблемость народных устоев.
В обстановке крайней напряженной и нестабильной внутренней общественной жизни региона, коренные народы Туркестана оказались втянутыми в революционные события     1917 г., охватившие всю Российскую империю.
  55. Общественно – политический и экономический кризис в Туркестане в результате первой мировой войны. Народное восстание 1916 года, его характер и значение.
 В годы 1 — ой мировой войны царизм усилил колониальную эксплуатацию Туркестана, доведя ее до прямого грабежа. В интересах русских фабрикантов летом 1915 г. были установлены нормированные цепы на хлопок. Цены на хлопок снижались по отношению к ценам па хлеб, завоз которого сократился в 5 раз. В результате весной 1916 г. по Туркестану прокатилась волна голодных бунтов.  25 июня 1916 г. был обнародован царский указ о призыве на тыловые работы "иноземцев", не отбывших воинской повинности. Мобилизации подлежали 250 тыс. молодых мужчин в возрасте от 19 до 31 года, которые должны были производить земляные работы в прифронтовой полосе. Ответом на царский указ было всенародное восстание. Первое восстание отмечено в Ходженте 4 июля 1916 г., за ним выступили жители городов и кишлаков Ферганской долины, Коканда, Ургута и др,, в течении 6-11 июля происходили демонстрации в Самарканде, Ташкенте Других городах края. К середине июля восстание охватило весь Туркестанский край. Туркестан был объявлен на военном положении. Восстание было подавлено, сотни людей высланы в Сибирь и заключены в тюрьмы.  После жестокого подавления июльского восстания 1916 г. карательными отрядами царского правительства, среди народов Туркестана усилилось стремление сбросить ярмо национально-колониального гнета- Поэтому весть о свержении власти царизма в центре России была воспринята с большими надеждами на освобождение от колониального рабства.
  56. Общественно-политическая жизнь в Туркестане с февраля по октябрь 1917 г. Активизация национально-демократического движения.
 В результате февральской революции в России установилось двоевластие: буржуазное временное правительство и Советы. Февральская революция всколыхнула народные массы Туркестана, которые стали выступать за ликвидацию генерал -губернаторства.  В первые дни революции (1917 г,) был создан Ташкентский  совет рабочих и солдатских депутатов. Вскоре советы возникли в  Самарканде, Коканде, Скобелеве, Андижане, Намангане. Местное население стало объединяться в демократические национальные организации трудящихся — Советы мусульманских рабочих депутатов и Союзы мусульман, которые выражали их интересы. 5—6 марта был создан Исполнительный комитет Временного правительства из представителей Ташкентской городской думы. В Туркестане утвердилась новая  власть в форме Исполнительных комитетов временного правительства и комитетов общественной безопасности, стремившаяся сохранить Туркестан как колонию в новых исторических условиях. В апреле 1917 г, в Петербурге был создан Туркестанский комитет Временного правтельства, после прибытия которого в Ташкент Исполкомы Временного правительства были распущены. В апреле 1917 г. был создан также Краевой совет, возглавивший деятельность всех Советов края. Рядом с Исполнительным комитетом действовала организация джадидов Шурой — Исламия.  В Ташкенте с 16 по 21 апреля 1917 г. проходил 1 Всетуркестанский съезд мусульман, созванный по инициативе "Шурой Исламия", на котором присутствовали представители коренного населения, а также джадиды. Съезд был знаменателен тем, что им было заявлено стремление народов к автономии, защите своих обычаев, уклада жизни. Организационно был оформлен центральный орган выражения этих интересов — Краевой совет мусульманских депутатов.
 Весной 1917 г. остро встал продовольственный вопрос, который подхлестнул политическую неразбериху. Туркестан стоял на краю гибели- Результатом явился стихийный митинг в Ташкенте 12 сентября 1917 г. Временное правительство требовало подчинения и высадило войска в Ташкенте под руководством Коровиченко. С 20 сентября город был объявлен на военном положении. Предприняв попытку реализации революционного плана петроградских большевиков, ташкентские большевики толкнули рабочие и солдатские массы на захват власти и поставили край перед угрозой гражданской войны. После сентябрьских событий обострилась поляризация общества, которое разделило рабочее, социалистическое и национальное движение в крае.
 Представители "Шурои Исламия" и "Шурои Уламо", краевой масульманский совет осудили действия революционного комитета, по вине которого сентябрьские события приняли такой оборот. С 18 по 20 октября в Ташкенте проходил очередной краевой съезд воинов — мусульман, который выступил за временное правительство и создание Ташкентского центрального военного совета.  Таким образом, Туркестан был втянут в революционные события 1917 г., охватившие всю Россию, и дальнейшие действия правительства не сходились с истинными интеросами коренного населения. По существу колониальный гнет не завершился, а лишь перешел в новую фазу своего развития, было нарушено незыблемое право наций на самоопределение, игнорировался плюрализм мнений и Туркестан продолжал быть сырьевым придатком России.
  
Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (07.04.2010)
Просмотров: 2260 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |