54.Джадидизм в
Туркестане в начале XX в., его сущность и значение.
Национально-освободительное
движение и антиколониальные выступления явились важнейшим внутренним толчком
для возникновения в туркестанском обществе новой силы, которая была
представлена в лице передовой национальной интеллигенции в лице лучших ее
представителей – джадидов, болеющая за судьбы своего края и его народов.
Важным внешним фактором, оказавшим влияние на
формирование мировоззрения местных просветителей, были идейно-политические
течения, проникавшие в край из сопредельных государств, благодаря интеграции
демократических движений. Большое
влияние на движение джадидов оказал видный крымско-татарский реформист,
основоположник джадидского движения Исмаил Гаспринский (1851-1914). С 1883 г. его газета
«Таржимон» стала широко распространяться в городах Туркестана, а также в Бухаре
и Хиве. В самом начале деятельность местной интеллигенции носила просветительский
характер. Джадиды в силу своей образованности владели культурным капиталом
прошлого, имели возможность путешествовать, знакомиться с индустриальными и
культурными достижениями более развитых стран и поэтому прекрасно осознавали,
насколько Туркестан отстал в своем развитии, и стали выступать за модернизацию
мусульманской культурной традиции. Джадиды боролись против религиозного
консерватизма в лице кадимистов (в 1905 г. движение раскололось на модернистов и
консерваторов). По их мнению именно религиозный консерватизм препятствует
использованию технических новшеств, из-за чего отстают в своем развитии ремесла
и предприятия, не выдерживая конкуренцию с российской развитой индустрией.
Начавшееся в крае в конце XIX в. бурное строительство промышленных предприятий,
развитие хлопководства, товарно-денежных отношений и т.д. обусловили появление
новых административных учреждений, банков, торговых фирм и т.д.
Функционирование всех этих структур требовало образованных людей, знающих
местную специфику и язык, для чего нужны были новые формы обучения и новые
учебные заведения. Именно джадиды выступили за реформирование мусульманского
школьного образования: введение в мактабах новых методов обучения, преподавание
естественных дисциплин, улучшение гигиенических условий в школах и т.д. Определенные
шаги в этом направлении были сделаны, когда в регионе в начале 80-х гг. XIX в. начали открываться русско-туземные школы. В них
были заинтересованы в равной мере и колониальная администрация, и местные купцы
и предприниматели. Первая русско-туземная школа была открыта 19 декабря 1884 г. в доме богатого
купца Сеид-Гани Сеидазимбаева. К 1917
г. в крае было 126 русско-туземных школ с 6213
учащимися. Однако эти школы были русскими школами для детей местного населения,
готовившими кадры для работы в русских административных, финансовых,
коммерческих учреждениях. Они не могли коренным образом решить проблему
массовой подготовки образованных кадров из местного населения. Для этого надо
было реформировать национальную систему образования.
В
90-х гг. XIX в. стараниями джадидов в крае начинают создаваться
новометодные школы. В Ташкенте первую такую школу в 1904 г. открыл видный
деятель джадидского движения Мунаввар Кори Абдурашидханов. В 1912 г. в Ташкенте
действовало 12 новометодных школ. По инициативе таких представителей движения,
как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат начали издаваться
учебники на узбекском языке для преподавания в новометодных школах, а также
переводная и оригинальная литература, преимущественно научно-популярного
характера.
В
этот период на арене общественной жизни появляется и национальная печать.
Национальные газеты и журналы прогрессивного направления начали издаваться в
начале ХХ века. Издателями и редакторами газет «Таракки» (1906 г.), «Хуршид» (1906 г.), «Шухрат» (1908 г.), «Самарканд» (1913 г., журнала «Ойна»
(1913-1915 гг.) и т.д. были все те же представители джадидской интеллигенции. Занималась
национальная интеллигенция и широким просветительством, организуя издательства
по выпуску дешевой книжной продукции («Нашриет» в Ташкенте, «Туркестанское
издательское товарищество» в Андижане). Они открывали в различных городах края
книжные магазины, где продавались книги по низким ценам.
В 1914 г. были сделаны первые
шаги по созданию национального театра. 27 февраля в Ташкенте под руководством
Убайдуллы Ходжаева была поставлена на узбекском языке драма Бехбуди «Падаркуш»
(«Отцеубийца»). Все постановки национальных театров проходили при переполненных
залах и с большим аншлагом. Следует
отметить широкую благотворительную деятельность джадидов. Весной 1909 г. в Ташкенте было
создано благотворительное общество «Помощь». Как отмечалось в Уставе общества,
его целью было оказание помощи всем нуждающимся. С этой же целью учителями
новометодных школ в 1914 г.
было создано благотворительное общество «Амдоадия». К
концу второго десятилетия ХХ в. узбекистанское общество уже имело в своей
структуре деловую и творческую
интеллигенцию, в рядах которой были прекрасные педагоги (Мунаввар Кори,
Шакури и др.), юристы (Убайдулла Хорджаев), историки (Мухаммад Солих Кори
Ташкенди, Саттархан Абдулгафаров), поэты и писатели (Фитрат, Мукими, Завки,
Фуркат, Хамза и др.). Однако
движение джадидов, которое возникло как просветительское движение, под влиянием
революционных событий 1905 года в России, стало приобретать политический
характер. Этому способствовали и события, произошедшие в Туркестане в 1916 г.
Восстание
1916 г.
было наиболее массовым в истории колониального Туркестана. События развивались
следующим образом. 1 августа 1914
г. началась первая мировая война, в которой принимала
участие Россия. Изыскивая дополнительные средства для восполнения потерь и
роста военных расходов, царское правительство решило переложить значительную
часть расходов на ведение войны на Туркестан. С 1915 г. в Туркестане были
введены постоянные цены на хлопок. За 1914-15 гг. цена на хлеб, который шел в
обмен на хлопок, увеличилась на 100%, а в 1916 г. – на 400%. Цена на
хлопок при этом выросла всего на 50%. В результате весной 1916 г. по Туркестану прошла
волна голодных бунтов. Но последней каплей в чаше терпения народа оказался
царский указ от 25 июня 1916
г. о мобилизации 250 тыс. молодых мужчин на тыловые
работы. В результате вспыхнуло всенародное восстание. К середине июля 1916 г. оно охватило
практически весь Туркестанский край. Хотя восстание и было жестоко подавлено,
оно оставило неизгладимый след в национальном самосознании коренного населения,
в упрочении в нем идей борьбы против колониализма за независимость и
незыблемость народных устоев.
В
обстановке крайней напряженной и нестабильной внутренней общественной жизни
региона, коренные народы Туркестана оказались втянутыми в революционные
события 1917 г., охватившие всю
Российскую империю.
55. Общественно – политический и экономический
кризис в Туркестане в результате первой мировой войны. Народное восстание 1916
года, его характер и значение.
В годы 1 — ой мировой войны царизм усилил
колониальную эксплуатацию Туркестана, доведя ее до прямого грабежа. В интересах
русских фабрикантов летом 1915
г. были установлены нормированные цепы на хлопок. Цены
на хлопок снижались по отношению к ценам па хлеб, завоз которого сократился в 5
раз. В результате весной 1916
г. по Туркестану прокатилась волна голодных бунтов. 25 июня 1916 г. был обнародован царский указ о призыве
на тыловые работы "иноземцев", не отбывших воинской повинности.
Мобилизации подлежали 250 тыс. молодых мужчин в возрасте от 19 до 31 года,
которые должны были производить земляные работы в прифронтовой полосе. Ответом
на царский указ было всенародное восстание. Первое восстание отмечено в
Ходженте 4 июля 1916 г.,
за ним выступили жители городов и кишлаков Ферганской долины, Коканда, Ургута и
др,, в течении 6-11 июля происходили демонстрации в Самарканде, Ташкенте Других
городах края. К середине июля восстание охватило весь Туркестанский край.
Туркестан был объявлен на военном положении. Восстание было подавлено, сотни
людей высланы в Сибирь и заключены в тюрьмы. После жестокого подавления июльского восстания
1916 г.
карательными отрядами царского правительства, среди народов Туркестана
усилилось стремление сбросить ярмо национально-колониального гнета- Поэтому
весть о свержении власти царизма в центре России была воспринята с большими
надеждами на освобождение от колониального рабства.
56. Общественно-политическая жизнь в
Туркестане с февраля по октябрь 1917
г. Активизация национально-демократического движения.
В результате февральской революции в России
установилось двоевластие: буржуазное временное правительство и Советы.
Февральская революция всколыхнула народные массы Туркестана, которые стали
выступать за ликвидацию генерал -губернаторства. В первые дни революции (1917 г,) был создан
Ташкентский совет рабочих и солдатских депутатов. Вскоре
советы возникли в Самарканде, Коканде, Скобелеве, Андижане,
Намангане. Местное население стало объединяться в демократические национальные
организации трудящихся — Советы мусульманских рабочих депутатов и Союзы
мусульман, которые выражали их интересы. 5—6 марта был создан Исполнительный
комитет Временного правительства из представителей Ташкентской городской думы.
В Туркестане утвердилась новая власть в форме Исполнительных комитетов
временного правительства и комитетов общественной безопасности, стремившаяся
сохранить Туркестан как колонию в новых исторических условиях. В апреле 1917 г, в Петербурге был
создан Туркестанский комитет Временного правтельства, после прибытия которого в
Ташкент Исполкомы Временного правительства были распущены. В апреле 1917 г. был создан также
Краевой совет, возглавивший деятельность всех Советов края. Рядом с
Исполнительным комитетом действовала организация джадидов Шурой — Исламия. В Ташкенте с 16 по 21 апреля 1917 г. проходил 1
Всетуркестанский съезд мусульман, созванный по инициативе "Шурой
Исламия", на котором присутствовали представители коренного населения, а
также джадиды. Съезд был знаменателен тем, что им было заявлено стремление
народов к автономии, защите своих обычаев, уклада жизни. Организационно был
оформлен центральный орган выражения этих интересов — Краевой совет
мусульманских депутатов.
Весной 1917 г. остро встал продовольственный вопрос,
который подхлестнул политическую неразбериху. Туркестан стоял на краю гибели-
Результатом явился стихийный митинг в Ташкенте 12 сентября 1917 г. Временное
правительство требовало подчинения и высадило войска в Ташкенте под
руководством Коровиченко. С 20 сентября город был объявлен на военном
положении. Предприняв попытку реализации революционного плана петроградских
большевиков, ташкентские большевики толкнули рабочие и солдатские массы на
захват власти и поставили край перед угрозой гражданской войны. После
сентябрьских событий обострилась поляризация общества, которое разделило
рабочее, социалистическое и национальное движение в крае.
Представители "Шурои Исламия" и
"Шурои Уламо", краевой масульманский совет осудили действия
революционного комитета, по вине которого сентябрьские события приняли такой
оборот. С 18 по 20 октября в Ташкенте проходил очередной краевой съезд воинов —
мусульман, который выступил за временное правительство и создание Ташкентского
центрального военного совета. Таким образом, Туркестан был втянут в
революционные события 1917 г.,
охватившие всю Россию, и дальнейшие действия правительства не сходились с
истинными интеросами коренного населения. По существу колониальный гнет не
завершился, а лишь перешел в новую фазу своего развития, было нарушено
незыблемое право наций на самоопределение, игнорировался плюрализм мнений и
Туркестан продолжал быть сырьевым придатком России.
|