Четверг, 09.05.2024, 08:05Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 65-68 (57)
  65. Коллективизация сельского хозяйства: её социально - экономические и политические последствия (конец 20-х – 30-е годы ХХ в.).
 В 1929 году, как и по всему Советскому Союзу, в Узбекистане началась "сплошная" коллективизация дехканских хозяйств. Эта политика была направлена на полное подчинение крестьян интересам тоталитарного государства. Суть её сводилась к объединению бедных и средних дехканских хозяйств в коллективные хозяйства и внедрению коллективного труда, установлению государственного контроля над их трудом, жизнью, помыслами. II среднеазиатское партийное совещание приняло постановление от 17 февраля 1930 г. "О коллективизации и раскулачивании".
 Так называемые кулаки подлежали ликвидации как класс, лишались земли и имущества, выселялись в отдалённые края, в основном в Сибирь и на Дальний Восток. В число кулаков попадали миллионы средних крестьян, которые, не охотно шли в колхоз, либо не воспринимали эту политику. Десятки миллионов репрессированных были расстреляны, погибали в лагерях, или выполняли непосильную работу на лесозаготовках, строительстве дорог, военных объектов.
 Коллективизация сельского хозяйства проводилась в спешке, без должной идеологической, организационной и материальной подготовки. Большинство крестьян не могло уяснить для себя суть коллективного хозяйства, его преимущества или недостатки. Поэтому многие из них колебались идти в колхоз. Таковых местные советские и партийные органы загоняли в колхозы путем окрика, запугивания, администрирования, применяя методы насилия или обещания посулов, т.е. применялся метод кнута и пряника. Крестьяне, ставшие колхозниками лишились земли и собственности, стали своеобразными крепостными людьми, полностью зависимыми от государства. (У них до недавнего времени не было даже паспорта). В Узбекистане за четыре года (1929—1932 гг.) было создано 9539 колхозов. Это составляло 74,9 % всех дехканских хозяйств республики, В созданных в спешном порядке колхозах не была налажена правильная организация труда, отсутствовали стимулы и заинтересованность труженника, Это привело к резкому падению производительности труда и объема производства. К этому добавился неурожай в главных зерновых регионах России и Украины в 1932 году. В результате зимой 1932 и весной 1933 годов по всей стране, в том числе и в Узбекистане, разразился страшный голод, который унес миллионы жизней. Вот так ознаменовалось наступление в стране тоталитарного режима. Положение сельского хозяйства Узбекистана ycyгубилось еще тем, что в начале 30х годов. Центр выдвинул государственный лозунг добиться к концу 1 пятилетки хлопковой независимости СССР, Выполнение этой задачи в основном легло на плечи дехкан Узбекистана, что привело к монополии хлопчатника в республике. Расширялись площади под хлопчатник за счет традиционных зерновых, бахчевых культур, садов и виноградников.
 Узбекистан стал в полной зависимости в сфере зерна, хлеба от России, Украины и других зерно производящих регионов. Хлопковая монополия принесла много бед и страданий Узбекскому народу, прежде всего узбекскому дехканину. Он стал рабом хлопка, на него работали и мужчины и женщины, а так же дети. Бездумное использование ядохимикатов заразило почву, воду, траву, деревья и скот, прежде всего людей, которые работали на хлопковых плантациях.
  66.Усиление системы просвещения в 20-30-е гг. ХХ в.
 Большие изменения произошли в 20-30-е гг. в культурной жизни Узбекистана. Отвергнув старую интеллигенцию, воспитанную свергнутым буржуазным режимом, как ненадежного партнера в строительстве нового социалистического общества, государство диктатуры пролетариата начало формировать свою рабоче-крестьянскую интеллигенцию. Наиболее эффективным путем для реализации этой сложной задачи был путь, апробированный опытом развития цивилизованных государств, когда образованные и высококвалифицированные специалисты подготавливались в высших и средних специальных учебных заведениях.  Но и в этот наработанный международный опыт государство диктатуры пролетариата внесло свои коррективы — революционную анархию и жесткую классовую направленность. Первый национальный университет, открытый в Ташкенте в 1918 году видным деятелем джадидского движения Мунавваром Кори Абдурашитхановым, был вскоре закрыт, поскольку не соответствовал идеологическим установкам партии.
В августе 1918 года были отменены национальные и сословные ограничения, существовавшие при приеме в высшие учебные заведения до октября 1917 года, и установлены новые правила, обеспечивающие беспрепятственный прием в них представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. При этом также были отменены вступительные экзамены и обязательное представление при поступлении в вуз документа о полученном образовании. Тем самым широко открывались двери для получения высшего образования людям без качественных базовых знаний.
В начале 20-х годов был принят ряд правительственных решений, включивших вузы в общую систему государственных учреждений, руководители вузов и их факультетов стали советскими работниками, исполнительная власть в вузах теперь принадлежала правлению, работающему под общим контролем Наркомата просвещения, должность ректора стала выборной.
В 1920 году декретом В.И.Ленина был учрежден Туркестанский государственный университет, с 1923 года переименованный в Среднеазиатский государственный университет (САГУ). Среднеазиатский университет стал одним из крупных учебных заведений в Средней Азии, из его стен вышло много хороших специалистов, в том числе и их местных национальностей, которые впоследствии создали большую плеяду узбекских ученых.
На основе декрета В.И.Ленина от декабря 1919 года о ликвидации безграмотности в Узбекистане было установлено обязательное начальное образование для детей в возрасте от 8 до 11 лет. Уже в 1932-1933 учебном году в республике функционировало в системе просвещения 6444 школы с количеством учеников более 644 тысяч.
Наряду с новыми, светскими школами продолжали существовать религиозные школы, пользовавшиеся большой популярностью среди населения. Несмотря на репрессивную политику по отношению к мусульманским школам со стороны органов советской власти, они находились в лучшем материальном положении, чем светские школы. Это объяснялось тем, что религиозные (мусульманские) школы содержались на доходы от вакуфов - земель, находившихся во владении мечетей. Однако с середины 20-х годов отношение советской власти к религиозным школам стало резко отрицательным. Усилилась тенденция передачи зданий религиозных школ советским органам, открытия светских школ за счет вакуфных доходов. В большинстве светских школ из учебной программы было исключено религиозное обучение, верующим запрещалось работать в светских школах, они даже лишались права трудиться в системе народного просвещения.
Борьба со старым религиозным образованием выразилась и в реформах письменности. В конце 20-х годов проводилась латинизация алфавитов тюрко-язычных народов и таджиков. Она шла под флагом "ускорения" ликвидации массовой неграмотности и развития народного просвещения. В 1940 году произошел переход с латинской  графики на «кириллицу». В результате этих реформ прерывалась духовная связь поколений, узбекский народ оказался оторванным от веками накопленного духовного наследия предков.
  67.Развитие науки и культуры в Узбекистане в 20-30-е гг. ХХ в. см 66
 20-30-е годы ознаменовались успехами в области науки и культуры. В историческую летопись Узбекистана вписаны имена талантливых поэтов и писателей (Хамза Хаким заде Ниязи, Абдурауф Фитрат, Абдулла Кодыри и др.), деятелей театра (А.Хидоятов, Х.Насырова), кино (К.Ярматов,А.Умаров), искусства (У.Тансыкбаев, Д.Абдуллаев).
 20-30-е годы XX в. были для Узбекистана периодом значительных созидательных перемен и в научной сфере. Несмотря на многие отрицательные факторы, узбекистанское общество смогло реализовать свои богатые потенциальные возможности и в сравнительно короткие исторические сроки получить значительные результаты в разрешении такой важной проблемы, как создание своих национальных научных кадров. В 1932 г. для координации деятельности всех научных учреждений республики был создан Комитет наук, который в 1940 г. был преобразован в узбекский филиал Академии наук СССР. К концу 30-х годов во всех научно-исследовательских учреждениях и вузах республики работало 3024 научных работника, из них около 500 человек были из местных национальностей. При этом в вузах работали 52 профессора и 193 кандидата наук, в том числе в педагогических вузах работали 19 докторов наук и 83 кандидата наук, в медицинских — 14 докторов и 50 кандидатов, технических — 7 докторов и 17 кандидатов, сельскохозяйственных — 9 докторов и 24 кандидата наук. Именно в этот период начинали очень многие крупные узбекские ученые, создавшие впоследствии свои научные школы и новые направления в науке. Среди них математик Ташмухамед Кары-Ниязов, первый президент созданной в 1943 г. узбекской Академии наук, физик Убай Арифов, философ Ибрагим Муминов, первый узбекский археолог-специалист Яхъя Гулямов, химик-органик Абид Садыков и др. 
 68.Усиление тоталитарного режима и политические репрессии в Узбекистане в 30-е годы ХХ в. Формирование тоталитарного Советского государства началось еще при жизни Ленина, когда он непосредственно руководил партией большевиков и Советской властью (1918— 1924 гг.), оно стало окончательно таковым, т.е. полностью господствовал тоталитарный режим в 1929—1930 гг. при Сталине и появляется его культ.
 Тоталитаризм происходит от позднелатинского слова, которое означает весь, полный, целый. В политическом смысле одна из форм олитического строя, при котором государство устанавливает полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. При этом происходит огосударствление всех легальных организаций, законом неограниченные полномочия властей, запрещение демократических организаций (партий), ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессии сил и инакомыслящих.
 В Узбекистане политическим репрессиям подверг. прежде всего представители национальной интеллигенции которые высказывали свои самостоятельные мысли, выступали против проявления великодержавного шовинизма политики центра и местных партийных и советских органов порою ущемляющие права и свободы местного населения ратовали за свободу, равенство и демократию. Эти трезвые мысли ими были высказаны по вопросу, проведения земельно-водной реформы, так называемой культурной революции, притеснения национальных кадров, упразднения Среднеазиатского бюро ЦК партии и по другим проблемам, касающихся общественно — политической жизни республики и судьбы своих соотечественников, защиты национальной культуры и языка и т.д.
 В годы культа личности попирались демократические ценности. Сталин выдвинул теорию о том, что "по мере укрепления социализма будет усиливаться сопротивление '' классовых врагов", которая стала основой для репрессивной политики тоталитарного режима. Б результате в 1935—1939 годах были репрессированы джадиды, многие поэты и писатели, представители творческой интеллигенции, руководители партийных и советских органов, и другие инакомыслящие. Среди них истинные патриоты, защитники интересов своей нации — Акмал Икрамов, Файзулла Ходжаев, почти все секретари обкомов, горкомов и райкомов партии, представители местных советских государственных органов, представители национальной интеллигенции, такие, как Фитрат, Мунаваркори Чулпон, А. Кодирий, Усмон Носир, Элбек и многие другие. Только за период 1937—1939 годов в Узбекистане были арестованы 41 тысяча человек, из них были осуждены и высланы в Сибирь, посажены в тюрьмы и концентрационные лагеря 37 тысяч человек, а 7 тысяч человек расстреляны.
 В результате Узбекский народ почти лишился наиболее просвещенных, трезво мыслящих, истинных патриотов, интеллигенции.
 Узбекский народ помнит и чтит их. Жизнь этих патриотов была отдана для обретения свободы и независимости своего народа. По инициативе Президента Ислама Абдуганиевича Каримова, 12 мая 2000 года в Ташкенте на берегу Боз сув, где в прошлом были расстреляны Советскими властями многие невинно репрессированные сыновья Отечества, создан мемориальный комплекс памяти жертв Советского тоталитарного режима "Шохидлар хотираси",
 57.Установление советской власти в Туркестане в 1917 году и начало формирования тоталитарной системы.
 В феврале 1917 г. в Петрограде победила демократическая революция. Власть царя была свержена. В стране установилось двоевластие. Депутаты IV Государственной Думы создали Временное правительство, а рабочие, солдатские и крестьянские депутаты – Советы. Временное правительство заявило о введении свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек, отмене всех сословных, религиозных и национальных ограничений, подготовке к созыву Учредительного собрания, выборах в органы местного самоуправления, замене полиции народной милицией, полной политической амнистии.
События в России стали переломным моментом в политическом пробуждении коренного населения Туркестанского края.
Уже в марте был создан Ташкентский совет рабочих и солдатских депутатов. Начали создаваться советы в городах и рабочих поселках Туркестана. К концу марта 1917 г. на территории края насчитывалось 75 советов. Местное население стало объединяться в Советы мусульманских рабочих депутатов и Союзы мусульман, которые выражали их интересы.
5-6 марта был создан Исполнительный комитет Временного правительства из представителей Ташкентской городской думы. В апреле 1917 г. в Петербурге создан Туркестанский комитет Временного правительства, после прибытия, которого в Ташкент, Исполкомы были распущены.
Значительно активизировалась и деятельность прогрессивной интеллигенции в лице джадидов. По их инициативе в марте 1917 г. в Ташкенте были проведены многотысячные собрания жителей города. На одном из таких собраний образовался расширенный по составу представительный орган от всех частей старого города Ташкента. 14 марта состоялось первое заседание этого органа, в состав которого входил 61 человек. Он мыслился как представительный орган коренного населения и получил название «Шурои Исламия» («Совет ислама»). Активной силой этой организации стали известные лидеры джадидского движения, такие как Убайдулла Ходжаев, Мунаввар Кори, Абдулла Авлони. Основными целями этой организации были объединить мусульманское население края, развить его политическое сознание, привлечь его к активному участию в общественно-политической жизни страны. С 16 по 21 апреля 1917 г. в Ташкенте проходил  I Всетуркестанский съезд мусульман, созванный по инициативе «Шурои Исламия». На нем присутствовало 150 делегатов, представлявших все коренные народы края. Было заявлено стремление народов к автономии, защите своих обычаев, уклада жизни. Организационно был оформлен центральный орган – Краевой совет мусульманских депутатов (Краймуссовет). В июне 1917 г. из организации «Шурои Исламия» вышло духовенство, которое образовало организацию под названием «Шурои Уламо» («Совет духовенства»). Истоки появления этой организации восходят еще к началу ХХ века, когда движение джадидов раскололось на две части – модернисты, призывающие к радикальным преобразованиям, и кадымисты, которые предлагали ограничить движение реформой богословского образования. Эти разногласия привели к расколу в рядах демократического движения в 1917 г. и образованию «Шурои Уламо», который провозглашал в совей программе осуществление деятельности в соответствии с традициями ислама. Для пропаганды своих идей «Шурои Уламо» стал издавать журнал «Аль-Изох».
С 7 по 11 сентября в Ташкенте работал П краевой мусульманский съезд, созванный по инициативе «Шурои Исламия». На нем была принята резолюция о будущем политическом устройстве Туркестана, где говорилось, что все области Туркестана «должны войти в состав Российской республики в качестве отдельной территориальной автономной федерации на началах национально-культурного самоопределения всех народностей, населяющих эти области, под наименованием «Туркестанской федеративной республики». Съезд выдвинул идею о формировании краевой власти на принципах коалиции всех политических сил туркестанского общества. В принятой резолюции  было  сказано: «Съезд выступает против передачи власти Советам солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. Власть должна быть коалиционной и опираться на все силы страны, т.е. всенародной».
В этот период с особой остротой встал продовольственный вопрос, возникший еще весной 1917 г. Результатом явился стихийный митинг в Ташкенте 12 сентября . Начавшись с проблем продовольствия, он под влиянием большевиков приобрел политический характер. На фоне непрекращающихся стачек и выступлений с 17 по 20 сентября 1917 г. проходила работа съезда туркестанских и казахских мусульман. Несмотря на противоречия между партиями было решено путем объединения «Шурои Исломия», «Турон» и «Шурои Уламо» создать единую для всего Туркестана и Казахстана политическую партию под названием «Иттифоки муслимин» («Союз мусульман»). Съезд принял решение об учреждении Туркестанской автономии и определил основные принципы и нормы будущего государственного устройства на началах парламентской республики. Это была первая попытка национально-государственного строительства, основанная на обще гуманистических идеях мирового опыта. Но, как показали последующие события, этим намерениям не суждено было сбыться. Разобщенность национальных политических сил Туркестана сыграла свою печальную роль в судьбах национально-освободительного движения в крае.20 сентября 1917 г. началась всеобщая стачка рабочих Ташкента. Это было вызвано тем, что Временное правительство требовало подчинения и высадило войска в Ташкенте под руководством Коровиченко. Город был объявлен на военном положении. Предприняв попытку реализации революционного плана петроградских большевиков, ташкентские большевики толкнули рабочие и солдатские массы на захват власти и поставили край перед угрозой гражданской войны. После сентябрьских событий обострилась поляризация общества, которая разделила рабочее, социалистическое и национальное движение в крае.
С 18 по 26 октября в Ташкенте проходил очередной краевой съезд воинов-мусульман, который выступил за временное правительство и категорически протестовал против каких-либо неорганизованных выступлений. Также съезд объявил о создании Ташкентского центрального военного совета.
25 октября 1917 г. большевики совершили в Петрограде государственный переворот. Временное правительство было арестовано, и власть перешла в руки советов рабочих, крестьянских и солдатских советов. Вечером того же дня начал свою работу  П Всероссийский съезд советов. Съездом были приняты декреты о мире и земле, образовано большевистское правительство – Совет народных комиссаров во главе с Лениным избран Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК).В Туркестане весть о перевороте в Петрограде вызвала неоднозначную реакцию. Большевики усилили борьбу за установление власти советов. Мусульманские организации заняли другую позицию. Они заявили о поддержке Временного правительства, высказывались против перехода власти к советам. Причем в отличие от России власть советов поддерживало меньшинство, в основном лице рабочих и солдат – представителей некоренного населения. Тем не менее, на объединенном заседании Ташсовета в ночь с 27 на 28 октября принимается решение о начале вооруженного восстания утром 28 октября. После четырех дней кровопролитных боев, победили восставшие.
1 ноября 1917 г. члены Турккомитета Временного правительства были арестованы, и в Ташкенте победила советская власть.
15 ноября 1917 г. в Ташкенте открылся Ш краевой съезд советов рабочих и солдатских депутатов. На повестке дня съезда стояли вопросы об организации краевой власти, создании власти на местах и выборы в Учредительное собрание. Вопрос об организации власти в Туркестане решался представителями различных партий и фракций, представлявшими европейское население, по сути, без участия коренных народов. Большевики при принятии решений совершенно не учитывали интересы местного населения. Они выдвигали партийно-классовые факторы в качестве определяющего критерия формирования краевых и местных органов власти. Съездом была принята резолюция, согласно которой высшим органом власти в крае являлся Совет Народных комиссаров Туркестанского края во главе с большевиком Ф.Колесовым. При этом представители коренного населения в Совнарком не вошли.
 Таким образом, в результате октябрьского переворота в Туркестане была установлена власть советов, утвердилась двухпартийная политическая система в лице большевиков и левых эсеров.
Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (07.04.2010)
Просмотров: 2924 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Aystualfrdul  
0
Информационный рейтинг отелей, основанный на мнениях специалистов туристического бизнеса и отзывах туристов.

Правильный выбор отеля является ключевым моментом в подборе вашего отдыха. Определиться с выбором тура вам помогут грамотные специалисты туристических агентств, а с помощью нашего ресурса вы сможете провести свое собственное исследование отелей, предложенных на рынке, почитать информацию, отзывы и советы.

Вернувшись из отпуска, оставьте свой отзыв об отеле, поделитесь впечатлениями и поставьте ему свою оценку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |