Четверг, 09.05.2024, 10:54Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 6-9

 6.«Авеста» - исторический источник по изучению древнейшего периода в истории Средней Азии.

 С самых древних времен С.А. становится одним из очагов цивилизации на Востоке.

 Доказательством этому служат различные виды источников.

 1)-археологические источники (материал, то что можно потрогать) - это образцы памятников, посуды, монеты. Монеты – очень важный источник, свидетельствующий о наличии товарно-денежных отношениях, об использованном материале, из которого они чеканились, они показывают уровень жизни общества. На монетах были надписи, что говорит о развитии систем письменности, а также на них были изображения правителей или божеств.

 2)-работы историков – древнеримские, древнекитайские, древнеармянские летописи.

 3)-изображения наскальных рисунков – из них мы получаем представление об уровне жизни, организации общества.

 4)-«Авеста» - наиболее древний письменный памятник.

 «Авеста» - это священная книга религии зороастризма, которая была широко распространена с 1 тысяелетия до н.э. Как наиболее древний письменный памятник «Авеста» дает информацию о:

 - религии зароостризма, т.е. наличии в древности духовной жизни.

 Зороастризм - это самая древняя религия откровения, первая монотеистическая религия, которая была широко распространена с первого тысячелетия до н.э. Она не стала мировой, но оказала большое влияние на мировые религии.

 Основоположник зороастризма – Заратуштра. Его учение носило не только религиозный характер, но имело и глубокий социальный смысл, т.к. было сформировано в обстановке ожесточённых войн за имущество и наметившегося социального расслоения единого (в прошлом) понятия «род». Оно было направленно против родоплеменных вождей (которые и разжигали эти войны с целью наживы) и старого жречества, призывавшего к обильным кровавым жертвоприношениям в честь пантеона многочисленных богов. Заратуштра проповедовал единобожие и выступал посредником межу Ахурамаздой и людьми.

 В священной книге были описаны ритуалы и гимны, что говорит о стройной религиозной жизни.

 В «Авесте» также определены правовые и этические нормы. По зороастрийскому учению происходит непрерывная борьба между добром и злом. Ахурамазда – добро, свет; Агриман – тьма, зло, смерть. В свободном выбор между Добром и Злом активная роль отводится самому человеку. И потому во времена Заратуштры основной долг человека, этика его поведения сводилась не столько к молитвам и обрядам , сколько к справедливому образу жизни, выраженному в триаде «добрая мысль-доброе слово- доброе дело».

 - структуре авестийского общества и о зарождении древней государственности.

 Авестийское общество было 4-хступенчатым: нмана (семья), вис (род), занту (племя), дахыо (страна). Верховный религиозный глава назывался заратуштротема, верховный правитель - дахьюнати.

 Нмана (семья) была патриархальной, использовала труд рабов. Основные изменения происходили на уровне виса (рола). Он постепенно превращался в сельскую общину. Был Совет, который решал все вопросы внутренней жизни общества. Внутри рода происходила социальная и имущественная дифференциация. В структуре общества выделялись социально-профессиональные группы: жрецы, воины, крестьяне, ремесленники.

 Занту (племя) возглавлялось Советом «лучших людей». Если род в виде патриархальной общины существовал долго и сохранял своё значение, то племя, складывающиеся из нескольких родов, с переходом к территориальному делению превратилось в неопределённую, чисто формальную общность.

 Дахью (страна) представляла собой территориальное объединение.

 - историко-геграфические сведения – описание Согдианы(Гава), Бактрии(Бахди), Хорезма, проживающем на их территории население

 - представлениях об экологической культуре.

 Священными считались четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь. Их нельзя было ничем осквернять, в том числе телами умерших. Священные животные: собака, бык, грифы. Приверженец зороастризма – земледелец. Человек подсознательно понимал ,что если он не будет охранять природу, он не выживет. Инстинктивно пришел к выводу, что должен беречь огонь, воду, землю, воздух.

 В целом текст «Авесты» свидетельствует о переходной стадии развития авестийского общества - от первобытно-общинного строя к классовому. Намечалось уже территориальное деление. Создавались мелкие «страны» во главе с правителями (но и родоплеменные отношения ещё существовали). Многие правители были фактически племенными вождями. Существовали и другие органы – народные собрания и, вероятно, советы старейшин. Выделялась родовая знать, племенные вожди, главы общин с их сородичами и зависимыми людьми, а так же правители территориальных объединений. Наименьшей общественной ячейкой была патриархальная семья. Внутри общин наметилось имущественное неравенство. Существовали элементы патриархального рабства.

 Одна из глав «Авесты» содержит сведения о географических представлениях зороастрийцев того периода. Упоминаются древние области Средней Азии, например. Бахди (Бактрия), Гава (Согдиана), Моуру (Маргиана).

 Таким образом, существует множество различных источников, сообщающих об социально-экономическом положении, уровне культуры и религиозной жизни среднеазиатских народов.

 

 7. Древнейшая государственность в Бактрии, Согде и Хорезме в I половине – середине первого тысячелетия.

 Государство - это организация политической власти, признаками которой являются:

 - наличие единой территории и административной системы;

 - наличие организующих властных структур (публичной власти, чиновничьего аппарата);

 - появление права (свода законов);

 - единая налоговая система;

 - возможности защиты территории;

 - наличие письменности.

 Для древневосточной цивилизации в целом характерны весьма устойчивые признаки:

 1. Высокая степень зависимости человека от природы, что накладывало отпечаток на складывающееся мировоззрение, на тип хозяйства, на социальное и политическое устройство.

 2. Стремление к традиционности, высоко ценились опыт предков, культ предков, уважение к старшим.

 3. Общественная жизнь строилась на принципах коллективизма с преобладанием общественных и государственных интересов над личными.

 4. Организации политической жизни - единовластие, т.е. ничем неограниченная, бесконтрольная, самодержавная власть.

 5. Т.к. земледелие является ирригационным, то земля является гос. собственностью.

 6. В социальном плане - это сложная «пирамида», в основании - крестьяне-общинники, а также патриархальные рабы, далее шла сложная система государственной бюрократии и, наконец, - обожествляемый правитель.

 7. Существовавшие на низовом уровне автономные и самоуправляемые общины не могли развиваться без крепкой централизованной организующей власти, т.е. без государства.

 Средняя Азия представляла собой один из очагов древневосточной цивилизации. Государство здесь с самого начала возникло как орган, представляющий общественные интересы, и как сила, стоящая над обществом. Процесс появления государства был постепенным. Зачатки формирования государственности появились в конце III – начале II тыс. до н.э. Особенность – ранняя государственность появилась до появления классов. Это были большие хозяйственно-культурные поселения в 5 -10 Га, территориальная община, на которой необходимо было существовать многим людям. Основу составляли поселения земледельцев => потребность в ирригации. Основными функциями такой государственности были: общественные (регулирование внутренних взаимоотношений), хозяйственные, торговые, военные, религиозные.

 Самые ранние формы зачатков государственности возникли на юге современного Узбекистана (Джар-Кутан). Далее - период от начала 1 тысячелетия до н. э. по 539 г. до н. э. В это время шло формирование историко-культурных областей - Бактрии, Согда, а впоследствии - Хорезма.

 Древнебактрийское царство(9-6 вв до н.э.) являлось самым ранним государственным объединением в Средней Азии. Оно находилось на юге среднеазиатского региона и севере современного Афганистана. Состояла из 4-х областей: 1) Бактрия; 2) Согд; 3) Маргиана; 4) Парфия.

 Структура общества (по «Авесте»): общество было четырёхступенчатым с чётко выраженной иерархической соподчинённостью: семья (нмана), род (вис), племя (занту), страна (дахью) (если хочешь поподробнее про них, то возьми шпору на вопрос №6). Общественный строй можно охарактеризовать как переходный от первобытнообщинного к классовому.

 Основным видом производства было оседлое скотоводство, и земледелие (распространены были оросительные сооружения). Ремесло только начинало развиваться. Идёт процесс разложения первобытнообщинных отношений и переход к патриархальному рабству.

 Во второй трети I-го тыс. до н.э. из Туркмено-Хорасанских гор в низовье Амударьи приходят племена хорасмии. Возникает 2-е крупное государство Большой Хорезм. В нём были развиты скотоводство (север) и земледелие (юг), города. Основу населения составили кочевые племена (Саки и Массагеты), в оседло-земледельческих районах – по названию областей. (была монархия)

 Указанные выше древнейшие государства (Древнебактрийское царство, Большой Хорезм) относились к государствам типа «царства», в которых господствовала монархия с соответствующей ей системой управления. Но, помимо этого типа государственности, на территории Согда (бассейн рек Зарафшан и Кашкадарья) параллельно существовал другой тип зачаточной государственности – владения, во главе которых стояли вожди племён или главы родов, осуществлявших наследственную власть. В IV веке до н. э. существовало несколько таких согдийских владений: Наутака, Ксениппа, Паретака, Габаза, Бубакена.

 Помимо этого, с первой трети первого тысячелетия до н.э. у скотоводческих племен в зоне степей, где было развито интенсивное скотоводство, стали возникать объединения с признаками государственности. Однако они были непрочными, поскольку главным для них была защита скота. В таких объединениях преобладали военно-демократические функции (вожди выбирались, как и военачальники, на время военных действий). Специфика исторических процессов в Средней Азии в течение долгого времени заключалась в постоянном взаимодействии этих двух указанных типов зарождающейся государственности.

 Таким образом, в период до середины первого тысячелетия до н. э на территории Средней Азии шёл процесс формирования древнейшей государственности, преобладающими типами которой были «царства» и «владения».

 

 8. Завоевание Средней Азии Ахеменидами. Борьба против завоевателей. Последствия завоевания (VI- IV вв. до н.э.).

 В VI в. до н. э. территория Средней Азии была завоёвана державой Ахеменидов и вошла в состав Ахеменидского государства. В этих условиях на определённое время развитие традиций местной государственности прерывается.

 Ахеменидское государство делилось на области (сатрапии). Во главе сатрапий стояли персы-сатрапы с функциями сбора налогов и создания военных отрядов.

 Ахемениды, завоевав Среднюю Азию, включили ее в состав своей империи в качестве XII сатрапии (Бактрия) и XVI сатрапии (Согд, Парфия, Хорезм. Средняя Азия была включена в единую административную, налоговую и денежную систему Ахеменидского государства. Была введена единая канцелярия с арамейской письменностью, единая государственная почта, общее законодательство. Ахеменидское владычество привело к значительному истощению местной экономики. Все природные богатства региона выкачивались в качестве дани, а на население были возложены огромные подати. По общей сумме собираемых налогов Средняя Азия занимала одно из ведущих мест в Ахеменидском государстве, уступая лишь Месопотамии и Малой Азии.

 Мощная эксплуатация среднеазиатских народов вызвала их ожесточенную борьбу против Ахеменидов. Уже во время первых попыток завоевания среднеазиатских земель ахеменидским правителем Киром II жесткое сопротивление ему оказали массагетские племена во главе с царицей Томирис. В борьбе с ней Кир терпит поражение и погибает в бою. Томирис велела окунуть голову павшего в бою Кира в мех, наполненный человеческой кровью, дабы «напоить кровьб ненасытного». После Кира првил его сын Камбис , которого убил мидянин Гаутама, в течение 2 лет правивший страной.Гаутаму низложил Дарий1 в 522 г до н.э.

 Мощные восстания против персов сотрясали Среднюю Азию и при Дарии I. В надписи на скале Бехистун (519 г. до н.э.) Дарий I перечисляет народы подвластные ему и упоминает о крупном восстании в Маргиане во главе с маргианцем по имени Фрада(522-521 гг до н.э.). Восстание с чрезвычайной жестокостью было подавлено ахеменидскими войсками. В арамейской копии Бехистунской надписи указано, что было убито 55 тыс. человек, а 7 тыс. взято в плен.

 Дарию I пришлось подавлять выступления племен саков-тиграхауда против персов. При этом была захвачена в плен большая часть саков, в том числе их вождь по имени Скунха.

 О героической борьбе саков против завоевателей свидетельствует подвиг пастуха (конюх) Ширака (494-493). Его лицо было изуродовано, нос и уши отрезаны, представился перебежчиком и в качестве проводника завлек персов в пустыню, персы погибли, но Ширак был обезглавлен за обман.

 Саки, согдийцы, хорезмийцы и бактрийцы, по словам Геродота, учасвовали в походах против Греции в войсках сына Дария – Ксеркса. В битве при Фермопилах в 480 г до н.э.и при Платеях в 479г снова отличились пехота и конница саков.

 При последних ахеменидах среднеазиатские народы постоянно восставали против царского дома. В результате от Ахеменидской державы отпала Бактрия, в битве при Гавгамеле Алеком Мак был разбит последний ахеменид - Дарий 111. господство персов в С.А. закончилось.

Конец ахеменидскому  владычеству наступил с  приходом  в Среднюю Азию другого завоевателя – Александра  Македонского. Он положил начало эллинскому (греческому)  влиянию на формирование  среднеазиатской государственности. Это период – с конца IV в. до н. э.  до начала  второй половины  II в. до н. э. – от завоеваний Александра  Македонского до завершения  политического господства эллинов (в период падения Греко – Бактрийского царства).

 

  9. Завоевание Средней Азии А. Македонским. Его последствия (IV в. до н.э.).

 Приход в Среднюю Азию Александра Македонского положил начало эллинскому (греческому) влиянию на формирование среднеазиатской государственности. Это период - с конца IV в. до н. э. до начала второй половины II в. до н. э. - от завоеваний Александра Македонского до завершения политического господства эллинов (в период падения Греко - Бактрийского царства).

 В IV веке до н.э. в ходе завоевания Средней Азии Александром Македонским (329-327 гг. до н.э.) местное население оказало отчаянное сопротивление, которое проявилось уже при взятии греческими войсками Мараканды (древнее название Самарканда). Дальше армия Александра продвигалась по территории Согда с большим трудом. Согдийцы поголовно восстали против завоевателей и с большим мужеством защищали свою землю от захватчиков (под предводительством Спитамена). Только после того, как Александр изменил тактику в конце 328 г. до н.э., женившись на дочери одного из представителей местной знати Оксиатра (Вахшунвара) Роксане и приблизив к себе других представителей местной аристократии и зороастрийского жречества восстание согдийского народа было подавлено. Он стал внедрять некоторые местные обычаи при своем дворе, отбирать местное население в армию, знакомить согдийцев с обычаями македонян. Александр Македонский завоевал территорию бывших ахеменидских владений в Средней Азии (кроме Хорезмийского царства, правитель которого Фарасман вступил с ним в переговоры о заключении военного союза).

 Для античной системы управления, введённой Александром Македонским, было характерно следующее:

 1)сложная фискальная (налоговая) система, предусматривающая введение таможни, отработочные повинности, подушный налог, налог с недвижимости;

 2)на должности местного самоуправления назначались представители коренного населения, местная знать (Александр считал, что они лучше знают традиции и языки местного населения);

 3)Александр стремился не столько к уничтожению завоёванных народов, сколько к слиянию их с греками (путём заключения смешанных браков и переселения в Среднюю Азию населения греческих полисов).

 Территория Средней Азии была включена на определённое время в состав империи македонского властителя. В государственное управление Александр Македонский не внес ничего нового: сохранил сатрапии (но заменил сатрапов-персов на македонян и преданных себе местных аристократов) и дал им право чеканить монету, а также привлекать в войско наемников. В результате слияния местной и греческой культур развивается новое направление – эллинизм; С.А. потеряла свою независимость, опустошались земели в ходе войны, эксплуатировалось население.

 После смерти Александра Македонского (323 г. до н. э. в Вавилоне), империя его распалась, и среди ближайшего окружения началась ожесточенная борьба за власть, которая привела в конечном итоге к образованию нового государства на Среднем Востоке - державы Селевкидов. В 312 г. до н. э. один из военачальников Александра Македонского Селевк утвердился в качестве сатрапа в Вавилоне и на протяжении следующих 9 лет распространил свою власть на запад и восток, в том числе завоевав Бактрию, Парфию и Согд. В 293 г. до н. э. он назначил своим соправителем в Средней Азии своего сына Антиоха. После смерти отца Антиох, став главой всего государства - державы Селевкидов (280-261 гг. до н. э.), постоянно вел войны на востоке и западе, мало уделяя внимание Средней Азии, где налаживалась своя собственная жизнь (развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля).

 Против власти селевкидов стали подниматься волнения, которые ослабили державу. Окончательно расшатала устои селевкидского правления внутридинастийная борьба. В середине III века до н. э. сатрап Селевкидов Диодот поднял восстание, в итоге чего было создано самостоятельное государство, получившее название Греко-Бактрийского царства (между 256 и 248 гг. до н.э.).

 Государственное устройство и общественный строй Греко-Бактрии:при наиболее сильных правителях (Евтидеме, Евкратиде) государство, копируя Селевкидскую державу, было централизованным. Во главе его находился царь, иногда сын царя был его соправителем. Царство было разделено на сатрапии, но государственный аппарат, видимо, не был таким развитым, разветвленным и централизованным, как у Селевкидов. Столицей был самый крупный город Бактрии - Бактры. Большую роль в жизни государства играло войско (конница и пехота). На территории Бактрии существовала высокоразвитая местная самобытная культура, существовали различные религии.

 В государствах Селевкидов и Греко-Бактрии сохранялась форма правления, включающая в себя эллинистические элементы.

 Греко - Бактрийское царство пало около 166 г. до н.э. под ударами кочевнических племен: асиев, пасиан, сакаравлов и юечжей (тохаров).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (06.04.2010)
Просмотров: 3213 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
2 natashka2303  
0
Спасибо огромное !!

3 imperson  
0
Не за что, заходите еще! Будем только рады! wink

1 Alina  
0
Vot spasibo! Prigodilos')))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |