Четверг, 09.05.2024, 09:44Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5434

Калькулятор

Online Переводчик

YouTube - Приколы

Wikipedia

Конвертер Валют

Социальние Сети

Смотрим ТНТ

Статистика сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Билет 72-74
72.Назревание противоречий в социально – экономической жизни Узбекистана в 70-80-е гг. ХХ в.
 К началу 70 – х гг. проводимая Н.С. Хрущевым серия социально-экономических реформ, носившая непродуманный характер, в основном доказала свою неэффективность. Поэтому встал вопрос о смене высшего партийного руководства и в октябре 1964 г. к генеральным секретарем ЦК КПСС стал Л.И.Брежнев.
 Политика Л.И.Брежнева была направлена на развитие консерватизма в управлении страной и республиками, усиление административно-командных методов. В экономике основные капиталовложения приходились не на народное хозяйство и социальную сферу, а на военно-промышленный комплекс, так как, усилилась резкая идеологическая и политическая конфронтация с США и блоком НАТО.
 В 70-х - 80-х гг. особенно заметно стали игнорироваться национальные особенности в развитии союзных республик, в том числе - в УзССР. Проявлялось это в проведении политики так называемого интернационализма, целью которой было создание единой общности советских людей. В конечном итоге эта политика привела к русификации, т.е. народы забыли свой родной язык.
 Причинами такого игнорирования национальных особенностей были:
 1. усиление ведомственного подхода к хозяйственным вопросам;
 2. решающие отрасли экономики оказались в союзном подчинении (минуя систему управления республики и отчисления в Республиканский бюджет);
 3. управление, даже республиканской экономикой, часто осуществлялось административно-командными методами из Центра;
 4. отсутствовала прямая экономическая зависимость производителя от потребителя и др.
 Всё это привело республику и страну к застою в производстве и стало очевидно, что система уже исчерпала свои возможности в дальнейшем развитии экономики.
 Темпы роста общего объема продукции промышленности были вдвое ниже общесоюзных. Более позитивны были результаты развития в сельском хозяйстве, но за счет культивации монокультуры хлопчатника.
 Главными причинами "застоя", как и во всей стране, в УзССР стали не экономические, а административно-командные методы управления хозяйством; закостенелое отношение со стороны руководства к формам собственности; низкий уровень общественного сознания в отношении к любым изменениям в обществе.
 Уже в те годы административно-командная деятельности союзных органов, насаждавших в республике монокультуру хлопчатника, в ущерб развитию всех других жизненно важных отраслей народного хозяйства, привела не только к стагнации экономики, к падению жизненного уровня трудящихся, но и к другой страшной беде - к экологической катастрофе, самым ярким проявлением которой стала трагедия Арала с предельным засолением некогда богатейшей земли Хорезма.
 В этих условиях, чтобы законодательно укрепить сложившуюся тоталитарную систему в государстве, в принятую в 1977 г., Конституцию СССР была внесена статья 6-я, провозгласившая руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической cистеме Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).
 С момента внесения 6-й статьи в Конституцию СССР партийная олигархия в стране и в республиках стала надгосударственной структурой, живущая, в отличие от народа, в своём собственном "измерении": с большими привилегиями и льготами. Партийно-государственные олигархи пытались по-своему определить результаты и направления дальнейшего развития страны. Это получило отражение в соответствующих партийных документах, где сначала утверждалось, что социализм в СССР построен полностью уже в конце 30 - х гг., потом появилась терминология о "развитом социализме" и вслед за этим - "о развивающемся социализме". Всё свидетельствовало о том, что страна в своём развитии зашла в "тупик".
 Таким образом, можно сказать что 70 – е – 80 – е гг. характеризовались усилением противоречий в социально–экономической и социальной жизни и это было обусловлено тем, что административно-территориальная система изживала себя и сама жизнь это доказывала. Необходимо было срочно что-то предпринимать.
 
 73.Социально – экономическое и политическое развитие Узбекистана в 1985-1991 гг.
 Кардинальные изменения в развитие общества принес период "перестройки" с 1985 г., после прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, Суть "перестроечных" изменений проявилась прежде всего в провозглашении нового политического мышления, при котором была пересмотрена сначала внешняя, а потом и внутренняя политика в стране от классовой призмы зрения к призме общечеловеческих интересов.
Впервые за все годы советской власти Человек стал Рассматриваться как большая ценность и основа прогресса, И хотя этот переход осуществлялся не всегда последовательно, это было очень важно для оживления демократических процессов в стране. Вторым очень значительным проявлением "перестройки" явилась "гласность", когда во всех средствах массово. информации стали освещаться события происходившие в стане что значительно оживило политическую активность населения Третий  шаг,  сделанный  по  инициативе  М.С.Горбачев встретившего в лице большинства членов Политбюро ЦК КПСС. стойкую оппозицию и сопротивление любым обновлениям ;
обществе, заключался в изменении конституционного положение о высшем органе управления страной вместо Политбюро ЦК КПСС, фактически управлявшим Верховным Советом СССР, с 1989 г. высшим органом страны стал съезд народных депутатов впервые избиравшимся самим народом   на альтернативной основе. Все эти политические изменения имели место и в национальных республиках, в том числе в Узбекистане.
Значительно хуже обстояло дело с экономикой. Показатели её в стране н в республиках постоянно падали, а намеченные пятилетние   планы   развития   народного   хозяйства   не выполнялись,   что   свидетельствовало   о   надвигающемся экономическом    кризисе.    Экспериментально    менялся хозяйственный    механизм,    В    Узбекистане    многие производственные коллективы были переведены на хозрасчет  или бригадный (коллективный) подряд. Но практически не реформированные аппараты министерств и ведомств на нем сводили как новые условия хозяйствования, как и впервых принятые в СССР законы о трудовых коллективах и о социалистическом предприятии. Это привело к заметному падению среднегодового валового общественного продукта  республике. Удалось только расширить кооперативную форму собственности,     кооперативы     стали     предвестниками предпринимательства.    Никакие    другие    социальноэкономические мероприятия не давали и не могли дать позитивных   изменений,   этому   мешала   сохраняющаяся тоталитарная система с устоявшимися административно-командными методами управления,
Центр был склонен искать причину экономических неудач в недостатках и "просчетах" в кадровой политике национальных республик. Для поднятия собственного авторитета (на фоне падающих показателей экономического развития) в ЦК КПСС решено было организовать показательный процесс борьбы с коррупцией. Для этого был выбран Узбекистан.  Было сфабриковано так называемое "хлопковое дело" 1987 г., с легкой руки некоторых журналистов названное в центральной прессе "узбекским делом", что в основе своей является оскорбительным для узбекского народа, В Узбекистан был высажен "кадровый десант" следственно—прокурорской группы. Прошла очередная волна репрессий. Впоследствии нити расследования этого "дела" привели в Москву, в центральные министерства и ведомства, а в республике  было  арестовано    настоящее  время   реабилитировано) большое количество людей, зачастую за проявление тех  качеств,  которые  в  настоящее  время приветствуются как проявление хозяйственной инициативы-Положительным результатом "перестроечных" процессов явились изменения в общественно политической жизни республики с конца 80—х начала 90—х гг. В какой-то степени ослабили монопольное положение КПСС в УзССР появившиеся  общественные  движения   "Бирлик",   "Эрк", "Тумарис", "Свободное объединение молодежи Узбекистана". Они заложили основу для будущей многопартийности республике.
Проявлением роста национального самосознания стали возрождение в годы "перестройки" национальных традиций обычаев, восстановление свободы мусульманской и другой религий. Большую роль в определении стратегического курса. развития УзССР сыграло новое руководство Узбекистана во главе с И.АКаримовым. В октябре 1989 г, на сессии Верховного Совета УзССР был принят Закон "О государственном языке", объявивший в качестве государственного узбекский язык и  сохранивший русский язык как средство межнационального общения.
Изменения в политической жизни республики начались в  1990 г. Впервые в Узбекистане в феврале—апреле были проведены на альтернативной основе выборы в Верховный Совет Узбекистана.
Первая сессия Верховного Совета 12—го созыва 24 марта 1990 г. провозгласила И.А.Каримова первым Президентом УзССР, 21 июня 1990 г. Верховным Советом республики была
принята    "Декларация   о   суверенитете   Узбекистана", послужившая основой для последующего создания правовых и  политических       основ      национально ~ государственной независимости республики,
И.А.Каримов, с  момента начала своей политической деятельности,   попытался  критически  оценить  состояние экономики и социальной сферы Узбекистана. Результаты этого. анализа нашли отражение в докладе, с которым он выступил на Х.ХП съезде КП Уз в июне 1990 г. В докладе детально были проанализированы те социально—экономические противоречия, которые сформировались в республике в конце 80— начале 90—х гг.
С одной стороны, это безусловные экономические успехи:
в УзССР к тому времени было развито более ста отраслей промышленности, свыше полутора тысяч предприятий были высокотехнологическими, высоким был уровень производства в республике электроэнергии, добычи газа, поставок хлопка-сырца и пр.
С другой стороны, экономика Узбекистана сформировалась как гипертрофированно сырьевая- Вывоз в другие республики сырья без переработки составлял 80%, доля готовой продукции в экономике УзССР не более 50%. Вывозились ценное сырье и полуфабрикаты хлопок, нитрон, капралактан, практически за копейки. Изготовленная из этого сырья ввозимая продукция оценивались      очень   дорого.   Причиной   тому   была незавершенность  "технологической цепочки" в хозяйстве республики.
Такое положение дел приводило к отрицательным социальным последствиям к низкому уровню национального Дохода, по сравнению с другими республиками, к низкому Уровню социального обеспечения семьи. Еще одним "негативом" явилось неправильное размещение по команде центральных министерств и ведомств средств производства в республике, Вредные   химические   и   производственные   предприятия строились в густо заселенных оазисных зонах, что создало многочисленные проблемы в экологии и здоровье людей, Наиболее отрицательными последствиями административно— командной системы были отмечены хлопковая монополия и проблема Арала.
В докладе в качестве вывода проведенного анаилза подчёркивалось, что для решения  всех  этих  вопросов необходимы: во ~ первых, экономическая самостоятельность республики   и.   во вторых,   укрепление   национальной государственности и суверенитета Узбекистана.
Этот вывод был сделан за год до распада СССР. События 19—22 августа 1991 г. в Москве (путч ГКЧП) привели к распаду СССР.
Социально—экономические и политические противоречия, заложенные с момента основания Советского государства как тоталитарного, накапливаясь и углубляясь в течение более 70 лет, "взорвали" изнутри эту могучую страну, которую в мире считали сверхдержавой. В этом печальные уроки тоталитаризма как историке политического явления. Развал СССР привел к образованию большого количества молодых  независимых, государств, бывших национальных республик. В их числе -суверенная Республика Узбекистан.
 
  74.Рост национального самосознания в годы «перестройки». см. 73
 Экономический и политический кризис возникший в начале 80-х годов, показал, что сохранить "Советский” режим административно – бюрократическим и военной силой уже было невозможно. Апрельский 1985 Пленум ЦК КПСС во главе М. С. Горбачёва принял решение "о перестройке и обновлении общества путём демократизации, изменении национальной политики. В апреле 85 года состоялся пленум ЦК КПСС , который провозгласил курс на демократию, перестройку общественной жизни и проведение радикальной экономической реформы.
Радикальная экономическая реформа не дали результатов, т.к. командные высоты в экономике занимали министерства и ведомства, а предприятиям не дали экономической самостоятельности. Хотя предприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость, вводился бригадный и коллективный подряд,  развитие получила кооперация. Перестройка включает в себя также гласность. Гласность помогла дать оценку состояния советского общества на тот период. В то же время гласность привела к возникновению межнациональных конфликтов. Это произошло из-за того, что гласность предполагала свободу слова, но переход к свободе слова, неизменно сопровождается выдвижением различных требований, в том числе политических, экономических, этнических. Гласность привела к обострению межнациональных противоречий и в 1989 году в Ферганской, Ташкентской и Андижанской областях произошли столкновения на межнациональной почве между представителями местных национальностей и турками-месхетинцами, в результате которых турков-месхетинцев переселили с территории Узбекистана на Кавказ и в Россию. После этих событий руководителем Узбекистана становится Каримов. В годы перестройки в Узбекистане начинается становление многопартийности. В результате политики перестройки и "нового мышления” во многих союзных республиках начали создаваться различные общественно-политические движения и политические партии. В 1989 году 28 мая в Узбекистане возникло движение "Бирлик” (Единство), в уставе которого били записаны цель и задачи движения: "широкое привлечение народа к выполнению задач перестройки по проблемам обществено-политической, хозяйственно и культурной жизни”. Кроме "Бирлика”, появились общественные движения "Туркистон”, "Тумарис”, "Интерсоюз”, культурные центры народов проживающих в Узбекистане. 21 октября 1989 года Верховный Совет Узбекистана принял Закон "О государственном языке”, узбекскому языку был дан статус государственного языка. Русский язык остался как язык межнационального общения. Этот Закон сыграл большую роль в понимании национального самосознания узбекского народа и сохранению межнационального согласия и стабильности. Демократические выборы проведённые на много мандатной основе, в Верховный Совет Узбекистана в феврале 1990 года показали о росте политического сознания народа.
Крупное политическое событие на пути независимости была первая сессия Верховного Совета Узбекистана, где принято решение о введении в Республике системы Президентского правления государством.
24 марта 1990 года первая сессия Верховного Совета Узбекистана XII созыва избрала И. А. Каримова первым Президентом Республики Узбекистан - был учрежден пост президентства, также были введены органы местного самоуправления -хакимы.
Следующим политическим шагом к независимости было принятие Декларации о независимости Узбекистана на второй сессии Верховного Совета Республики XII-го созыва 20 июля 1990 года. Эта Декларация показала место Узбекистана в составе СССР.
Впервые с 90 года в Узбекистане стал всенародно отмечаться "Навруз".
Таким образом, Узбекский народ сумел сохранить идею национальной независимости и осуществил свою вековую мечту в реальность.
Категория: Мои статьи | Добавил: imperson (07.04.2010)
Просмотров: 2043 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |