72.Назревание
противоречий в социально – экономической жизни Узбекистана в 70-80-е гг. ХХ в.
К началу 70 – х гг. проводимая Н.С. Хрущевым
серия социально-экономических реформ, носившая непродуманный характер, в
основном доказала свою неэффективность. Поэтому встал вопрос о смене высшего
партийного руководства и в октябре 1964 г. к генеральным секретарем ЦК КПСС стал
Л.И.Брежнев.
Политика Л.И.Брежнева была направлена на
развитие консерватизма в управлении страной и республиками, усиление
административно-командных методов. В экономике основные капиталовложения
приходились не на народное хозяйство и социальную сферу, а на военно-промышленный
комплекс, так как, усилилась резкая идеологическая и политическая конфронтация
с США и блоком НАТО.
В 70-х - 80-х гг. особенно заметно стали
игнорироваться национальные особенности в развитии союзных республик, в том
числе - в УзССР. Проявлялось это в проведении политики так называемого
интернационализма, целью которой было создание единой общности советских людей.
В конечном итоге эта политика привела к русификации, т.е. народы забыли свой
родной язык.
Причинами такого игнорирования национальных
особенностей были:
1. усиление ведомственного подхода к
хозяйственным вопросам;
2. решающие отрасли экономики оказались в
союзном подчинении (минуя систему управления республики и отчисления в
Республиканский бюджет);
3. управление, даже республиканской
экономикой, часто осуществлялось административно-командными методами из Центра;
4. отсутствовала прямая экономическая
зависимость производителя от потребителя и др.
Всё это привело республику и страну к застою в
производстве и стало очевидно, что система уже исчерпала свои возможности в
дальнейшем развитии экономики.
Темпы роста общего объема продукции
промышленности были вдвое ниже общесоюзных. Более позитивны были результаты
развития в сельском хозяйстве, но за счет культивации монокультуры хлопчатника.
Главными причинами "застоя", как и
во всей стране, в УзССР стали не экономические, а административно-командные
методы управления хозяйством; закостенелое отношение со стороны руководства к
формам собственности; низкий уровень общественного сознания в отношении к любым
изменениям в обществе.
Уже в те годы административно-командная
деятельности союзных органов, насаждавших в республике монокультуру
хлопчатника, в ущерб развитию всех других жизненно важных отраслей народного
хозяйства, привела не только к стагнации экономики, к падению жизненного уровня
трудящихся, но и к другой страшной беде - к экологической катастрофе, самым
ярким проявлением которой стала трагедия Арала с предельным засолением некогда
богатейшей земли Хорезма.
В этих условиях, чтобы законодательно укрепить
сложившуюся тоталитарную систему в государстве, в принятую в 1977 г., Конституцию СССР
была внесена статья 6-я, провозгласившая руководящей и направляющей силой
советского общества, ядром его политической cистеме Коммунистическую партию
Советского Союза (КПСС).
С момента внесения 6-й статьи в Конституцию
СССР партийная олигархия в стране и в республиках стала надгосударственной
структурой, живущая, в отличие от народа, в своём собственном
"измерении": с большими привилегиями и льготами.
Партийно-государственные олигархи пытались по-своему определить результаты и
направления дальнейшего развития страны. Это получило отражение в
соответствующих партийных документах, где сначала утверждалось, что социализм в
СССР построен полностью уже в конце 30 - х гг., потом появилась терминология о
"развитом социализме" и вслед за этим - "о развивающемся
социализме". Всё свидетельствовало о том, что страна в своём развитии
зашла в "тупик".
Таким образом, можно сказать что 70 – е – 80 –
е гг. характеризовались усилением противоречий в социально–экономической и
социальной жизни и это было обусловлено тем, что
административно-территориальная система изживала себя и сама жизнь это
доказывала. Необходимо было срочно что-то предпринимать.
73.Социально – экономическое и политическое
развитие Узбекистана в 1985-1991 гг.
Кардинальные изменения в развитие общества
принес период "перестройки" с 1985 г., после прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС
М.С.Горбачева, Суть "перестроечных" изменений проявилась прежде всего
в провозглашении нового политического мышления, при котором была пересмотрена
сначала внешняя, а потом и внутренняя политика в стране от классовой призмы
зрения к призме общечеловеческих интересов.
Впервые за все годы советской
власти Человек стал Рассматриваться как большая ценность и основа прогресса, И
хотя этот переход осуществлялся не всегда последовательно, это было очень важно
для оживления демократических процессов в стране. Вторым очень значительным
проявлением "перестройки" явилась "гласность", когда во всех средствах массово. информации
стали освещаться события происходившие в стане что значительно оживило
политическую активность населения Третий
шаг, сделанный по
инициативе М.С.Горбачев
встретившего в лице большинства членов Политбюро ЦК КПСС. стойкую оппозицию и
сопротивление любым обновлениям ;
обществе, заключался в
изменении конституционного положение о высшем органе управления страной — вместо Политбюро ЦК КПСС, фактически
управлявшим Верховным Советом СССР, с 1989 г. высшим органом страны стал съезд народных депутатов
впервые избиравшимся самим народом на
альтернативной основе. Все эти политические изменения имели место и в
национальных республиках, в том числе — в Узбекистане.
Значительно хуже обстояло дело
с экономикой. Показатели её в стране н в республиках постоянно падали, а
намеченные пятилетние планы развития
народного хозяйства не выполнялись, что
свидетельствовало о надвигающемся экономическом кризисе.
Экспериментально менялся
хозяйственный механизм, В
Узбекистане многие
производственные коллективы были переведены на хозрасчет или бригадный (коллективный) подряд. Но
практически не реформированные аппараты министерств и ведомств на нем сводили
как новые условия хозяйствования, как и впервых принятые в СССР законы о
трудовых коллективах и о социалистическом
предприятии. Это привело к заметному падению среднегодового валового
общественного продукта республике. Удалось только расширить
кооперативную форму собственности,
кооперативы стали предвестниками предпринимательства.
Никакие другие социально — экономические
мероприятия не давали и не могли дать позитивных изменений,
этому мешала сохраняющаяся тоталитарная система с
устоявшимися административно-командными методами управления,
Центр был склонен искать
причину экономических неудач в недостатках и "просчетах" в кадровой
политике национальных республик. Для поднятия собственного авторитета (на фоне
падающих показателей экономического развития) в ЦК КПСС решено было
организовать показательный процесс борьбы с коррупцией. Для этого был выбран
Узбекистан. Было сфабриковано так
называемое "хлопковое дело" 1987 г., с легкой руки некоторых журналистов названное в
центральной прессе "узбекским делом", что в основе своей является
оскорбительным для узбекского народа, В Узбекистан был высажен "кадровый
десант" следственно—прокурорской группы. Прошла очередная волна репрессий.
Впоследствии нити расследования этого "дела" привели в Москву, в
центральные министерства и ведомства, а в республике было
арестовано (в настоящее
время — реабилитировано)
большое количество людей, зачастую за проявление тех качеств,
которые в настоящее
время приветствуются как проявление хозяйственной инициативы-Положительным
результатом "перестроечных" процессов явились изменения в общественно — политической жизни республики с конца 80—х —
начала 90—х гг. В какой-то степени
ослабили монопольное положение КПСС в УзССР появившиеся общественные
движения "Бирлик", "Эрк", "Тумарис",
"Свободное объединение молодежи Узбекистана". Они заложили основу для
будущей многопартийности республике.
Проявлением роста
национального самосознания стали возрождение в годы "перестройки"
национальных традиций обычаев, восстановление свободы мусульманской и другой
религий. Большую роль в определении стратегического курса. развития УзССР
сыграло новое руководство Узбекистана во главе с И.АКаримовым. В октябре 1989 г, на сессии Верховного Совета УзССР был принят Закон "О государственном
языке", объявивший в качестве государственного узбекский язык и сохранивший русский язык как средство
межнационального общения.
Изменения в политической
жизни республики начались в 1990 г.
Впервые в Узбекистане в феврале—апреле были проведены на альтернативной основе
выборы в Верховный Совет Узбекистана.
Первая сессия Верховного
Совета 12—го созыва 24 марта 1990 г.
провозгласила И.А.Каримова первым Президентом УзССР, 21 июня 1990 г. Верховным Советом республики была
принята "Декларация о
суверенитете Узбекистана",
послужившая основой для последующего создания правовых и политических основ национально ~ государственной
независимости республики,
И.А.Каримов, с момента начала своей политической
деятельности, попытался критически
оценить состояние экономики и
социальной сферы Узбекистана. Результаты этого. анализа нашли отражение в
докладе, с которым он выступил на Х.ХП съезде КП Уз в июне 1990 г. В докладе детально были проанализированы те социально—экономические
противоречия, которые сформировались в республике в конце 80—
начале 90—х гг.
С одной стороны, это
безусловные экономические успехи:
в УзССР к тому времени было
развито более ста отраслей промышленности, свыше полутора тысяч предприятий
были высокотехнологическими, высоким был уровень производства в республике
электроэнергии, добычи газа, поставок хлопка-сырца и пр.
С другой стороны, экономика Узбекистана сформировалась как гипертрофированно сырьевая- Вывоз в другие республики сырья без переработки составлял 80%, доля готовой продукции в экономике УзССР — не более 50%. Вывозились
ценное сырье и полуфабрикаты — хлопок,
нитрон, капралактан, практически за копейки. Изготовленная из этого сырья
ввозимая продукция оценивались
очень дорого. Причиной
тому была незавершенность "технологической цепочки" в
хозяйстве республики.
Такое положение дел приводило
к отрицательным социальным последствиям —
к низкому уровню национального Дохода, по сравнению с другими республиками, к
низкому Уровню социального обеспечения семьи. Еще одним "негативом"
явилось неправильное размещение по команде центральных министерств и ведомств
средств производства в республике, Вредные
химические и производственные предприятия строились в густо заселенных
оазисных зонах, что создало многочисленные проблемы в экологии и здоровье
людей, Наиболее отрицательными последствиями административно— командной системы
были отмечены хлопковая монополия и проблема Арала.
В докладе в качестве вывода
проведенного анаилза подчёркивалось, что для решения всех
этих вопросов необходимы: во ~
первых, экономическая самостоятельность республики и.
во — вторых, укрепление
национальной государственности и суверенитета Узбекистана.
Этот вывод был сделан за год
до распада СССР. События 19—22 августа 1991 г. в Москве (путч ГКЧП) привели к распаду СССР.
Социально—экономические и
политические противоречия, заложенные с момента основания Советского
государства как тоталитарного, накапливаясь и углубляясь в течение более 70 лет, "взорвали" изнутри эту
могучую страну, которую в мире считали сверхдержавой. В этом — печальные уроки тоталитаризма как историке — политического явления. Развал СССР привел к образованию большого количества молодых независимых, государств, бывших национальных
республик. В их числе -суверенная
Республика Узбекистан.
74.Рост национального самосознания в годы
«перестройки». см. 73
Экономический и политический кризис возникший в начале
80-х годов, показал, что сохранить "Советский” режим административно –
бюрократическим и военной силой уже было невозможно. Апрельский 1985 Пленум ЦК
КПСС во главе М. С. Горбачёва принял решение "о перестройке и обновлении
общества путём демократизации, изменении национальной политики. В апреле 85
года состоялся пленум ЦК КПСС , который провозгласил курс на демократию,
перестройку общественной жизни и проведение радикальной экономической реформы.
Радикальная
экономическая реформа не дали результатов, т.к. командные высоты в экономике
занимали министерства и ведомства, а предприятиям не дали экономической самостоятельности.
Хотя предприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость, вводился бригадный
и коллективный подряд, развитие получила
кооперация. Перестройка включает в себя также гласность. Гласность помогла дать
оценку состояния советского общества на тот период. В то же время гласность
привела к возникновению межнациональных конфликтов. Это произошло из-за того,
что гласность предполагала свободу слова, но переход к свободе слова, неизменно
сопровождается выдвижением различных требований, в том числе политических,
экономических, этнических. Гласность привела к обострению межнациональных
противоречий и в 1989 году в Ферганской, Ташкентской и Андижанской областях
произошли столкновения на межнациональной почве между представителями местных
национальностей и турками-месхетинцами, в результате которых турков-месхетинцев
переселили с территории Узбекистана на Кавказ и в Россию. После этих событий
руководителем Узбекистана становится Каримов. В годы перестройки в Узбекистане
начинается становление многопартийности. В результате политики перестройки и
"нового мышления” во многих союзных республиках начали создаваться различные
общественно-политические движения и политические партии. В 1989 году 28 мая в
Узбекистане возникло движение "Бирлик” (Единство), в уставе которого били
записаны цель и задачи движения: "широкое привлечение народа к выполнению задач
перестройки по проблемам обществено-политической, хозяйственно и культурной
жизни”. Кроме "Бирлика”, появились общественные движения "Туркистон”,
"Тумарис”, "Интерсоюз”, культурные центры народов проживающих в Узбекистане. 21
октября 1989 года Верховный Совет Узбекистана принял Закон "О государственном
языке”, узбекскому языку был дан статус государственного языка. Русский язык
остался как язык межнационального общения. Этот Закон сыграл большую роль в
понимании национального самосознания узбекского народа и сохранению
межнационального согласия и стабильности. Демократические выборы проведённые на
много мандатной основе, в Верховный Совет Узбекистана в феврале 1990 года
показали о росте политического сознания народа.
Крупное
политическое событие на пути независимости была первая сессия Верховного Совета
Узбекистана, где принято решение о введении в Республике системы Президентского
правления государством.
24
марта 1990 года первая сессия Верховного Совета Узбекистана XII созыва избрала И. А. Каримова первым Президентом
Республики Узбекистан - был учрежден пост президентства, также были введены
органы местного самоуправления -хакимы.
Следующим
политическим шагом к независимости было принятие Декларации о независимости
Узбекистана на второй сессии Верховного Совета Республики XII-го созыва 20 июля 1990 года. Эта Декларация показала
место Узбекистана в составе СССР.
Впервые
с 90 года в Узбекистане стал всенародно отмечаться "Навруз".
Таким образом, Узбекский народ
сумел сохранить идею национальной независимости и осуществил свою вековую мечту
в реальность.
|