78.Возрождение
духовных ценностей в годы независимости.
Конец ХХ века ознаменован глобальными
изменениями в мировом порядке: развал СССР и образование новых независимых
государств . Узбекистан провозгласил свою независимость 31 августа 1991 года.
С самого начала независимого развития перед
молодой республикой встала проблема возрождения духовных ценностей. В годы
советского произвола исконная культура Узбекистана старательно искоренялась,
беспощадно стиралась, изощрённо искажалась. В то же время были практически
утрачены национальное самосознание, самобытность и индивидуальность узбекского
народа.
Несмотря на жестокий прессинг на протяжении
длительного периода советского тоталитаризма, народу Узбекистана удалось
сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции,
которые бережно передавались из поколения к поколению. Обретение Независимости
сыграло огромную роль в возрождении национальных духовных ценностей узбекского
народа. Начался этот процесс ещё в годы «перестройки». Появившийся глоток
свежего воздуха позволил возрасти национальному самосознанию, укрепилась и вера
в свои силы. Активизировалась работа не только узбекского, но и других
культурных центров.
Духовное возрождение – это сочетание
традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества.
Собственный путь обновления и развития Узбекистана в духовной сфере базируется
на четырех основополагающих условиях:
1. Приверженность общечеловеческим ценностям.
2. Укрепление и развитие духовного наследия
нашего народа.
3. Свободной самореализации человеком своего
духовного потенциала.
4. Патриотизме.
Вместе с тем безоглядное возвращение к обычаям
и традициям прошлого невозможно – это приведет к неприятию современности и
отрицанию модернизации общества. Поэтому возрождаются наиболее важные,
эстетически значимые традиции и обычаи, обогащающие общечеловеческие ценности и
отвечающие требованиям демократизации и обновления.
Важной вехой в возрождении духовности было
принятие закона «О государственном языке» 21.10.1989. За узбекским языком
признавалось право стать государственным языком, причём не ущемляя прав
меньшинств, говорящих и на других языках.
Вторым шагом стало возрождение исконно
национальных видов спорта, декоративного и прикладного искусства, танца. Через
них люди получили возможность к самовыражению, чего они были лишены в годы
советского тоталитаризма. Успехи наших спортсменов на Олимпийских играх,
немалый интерес к творчеству наших поэтов, писателей и художников со стороны
иностранных коллег – это, безусловно, первые плоды возрождающейся духовности,
источник гордости нашей нацией.
Отдельно скажем несколько слов и о религии. В
годы «перестройки»наблюдался бурный всплеск религиозности. Появилось огромное
число религиозных организаций. В свою очередь , к сожалению, были взращены и
сорняки – экстремистские группировки, радикальные и фундаменталистские секты.
Их политические устремления – это смесь воинствующего национализма ,религиозной
нетерпимости и ненависти ко всему ''не нашему''. И в них поначалу по наивности
потянулись молодые люди, но, быстро осознав их разрушительное тлетворное влияние,
население резко осудило такого рода организации. В связи с этим вспоминается
закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый 14.06.1991 с
поправками от 1.05.1998. В нём чётко разграничивается созидательная духовная
деятельность от разрушительной , экстремистской.
Осознание опасности подобного развития событий
диктовало необходимость глубоко продуманного и взвешенного подхода , разработки
и реализации комплекса взаимодополняющих политических , экономических и
культурных программ , направленных на увеличение позитивного ,созидательного
характера духовного возрождения. Эти программы базировались , в первую очередь
,на обязательности дифференцированного подхода к возрождаемому наследию ,
выбора, прежде всего , наиболее важных ,этически значимых традиций и обычаев,
обогащающих общечеловеческие ценности и отвечающих требованиям демократизации и
обновления нашего общества.
Особую роль в процессе возрождения духовных
ценностей играет восстановление исторической справедливости, восстановление
правдивой истории родного края. Именно исторический опыт служит мерилом и
фундаментом духовности нашего народа. А имена таких великих наших предков как
Амир Темур , Имам ал-Бухари, Абу Али ибн Сино, Бабур, Улугбек,Беруни , Аль
Хорезми и многие другие выдающиеся личности, являющиеся по праву предметом
гордости нашего народа, должны стать образцами для подражания и источниками
высокой нравственности.
Возрождение духовно- религиозных основ
общества , культуры ислама явилось важным шагом на пути самоопределения , обретения
исторической памяти , культурно –исторического единства.
Таким образом Годы Независимости резко
изменили народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости,
открытости для всего мира. Духовные и исторические ценности узбекского народа,
наследие великих предков становится мировым достоянием.
Подводя итоги, мы можем отметить, что процесс
возрождения духовности нашего народа – это естественный и закономерный процесс,
наша цель – создание нового общества, вкотором воплотятся все лучшие идеалы
прошлого, органично сплетённые с ценностями настоящего и задачами будущего.
Новое общество должно воплотить с себе идеи равноправия, толерантности во всех
её проявлениях, просвещённости, отрицания косности мышления, открытости и
справедливости. И возрождение духовных ценностей – один из путей скорейшего
достижения светлого будущего.
79.Толерантность. Ее проявление в
межрелигиозных и межэтнических отношениях в Узбекистане
Толерантность происходит от латинского слова
tolerantia, означающего «терпимость». Узбекистан находится в центре СрАз
региона и имеет с народами СрАз общую культуру, историю и духовность. В нашем
регионе межрелигиозная и межнациональная толерантность складывалась
тысячелетиями. СрАз – это перекресток исторических судеб многих народов и
народностей, говоривших на разных языках и принадлежащих к разным этносам.
Толерантность здесь складывалась с древнейших времен. Воспитанию толерантности
нашего народа способствовало следующее:
1 Переход от кочевого образа жизни к оседлому;
2 ВШП(2 в до н.э. – 16 в н.э.)
Примером проявления толерантности в древности
может служить Кушанское царство (1- серед 3 века н.э.) В нем одновременно
существовали и мирно соседствовали следующие религии:
Зороастризм, буддизм, монихейство,
христианство, иудаизм, шаманство и другие. Зороастризм явл самой древней
религией. Священная книга Зороастризма – Авеста – учила людей столетиями. В ней
в частности призывалось :
творить Добро
противостоять Злу
беречь природу
жить в мире
Толерантность проявляется не только в терпимом
отношении к другим религиям, но и к другим культурам. К примеру, в Кушанском
царстве существовали 3 вида письма:
согдийское письмо на арамейском алфавите
Бактрийское письмо на греческом алфавите
Индийское письмо кхарошти
Существовало также так называемое «Кахарское
искусство», которое представляло из себя синтез СрАз и Индийский традиций.
Толерантность сохранялась и в более поздние
времена. В Тюркском каганате, к примеру, было 18 видов письма. В 7-8 в сюда
пришли арабы. Это повлекло за собой уничтожение культуры и религии, стал
насильственно внедряться ислам. Поначалу местное население активно
сопротивлялось этому, но уже во второй половине 8 века сюда стали приходить
научные труды на арабском языке, что в итоге привело к тому, что население
приняло новую культуру и ислам.
В самом Коране благодаря единобожию заложены
основы веротерпимости. Наверное, во многом поэтому никогда не было в древности
межэтнических войн.
Сегодня в Узбекистане проживает свыше 120
национальностей. Их представляют 2 нации: узбеки и каракалпаки, и
многочисленные национальные группы – русские, корейцы, татары, киргизы, таджики
и др. Конституцией гарантировано уважительное отношение к языку, обычаям,
религиям всех народов.
Толерантность является одним из важнейших условий
для достижения гражданского и межнационального согласия.
Сегодня в Узб-не действуют религиозные
организации более 10 конфессий . Созданы условия для того, чтобы они свободно
осуществляли свою деятельность и принимали активное участие в жизни общества. В
Ташкенте действует Исламский университет, с 1992 года Ташкентская Духовная
Семинария. Действуют православные храмы в Ташкенте, Самарканде, в Ташкенте
действует католический Костел, Армянская апостол. церковь в Самарканде.
Мусульмане и представители других конфессий ежегодно совершают паломничества в
Саудовскую Аравию, Россию. Правовые основы межконфессионального согласия
определены в Конституции, Законе «А свободе совести и религиозных
организациях».
Президент Каримов подчеркивает, что источником
духовного возрождения нашего общества в условиях независимости является
этническая , культурная, религиозная терпимость. Этническая терпимость и
открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития.
В своей работе ««Узбекистан на пороге 21 века»
Каримов пишет : «Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение
мировых культур на протяжении многих столетний. Здесь веками кочевые народы
уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с христианами и
иудеями. И последние два столетия, когда даже государства, считающие себя
«цивилизованными» и « просвещенными», запятнали себя массовыми погромами и
религиозными преследованиями, земля Узбекистана не только оставалась местом
мирного объединения народов и культур, но еще и давала кров представителям
«гонимых народов»».
Межэтническая, религиозная толерантность –
залог построения светлого будущего Узбекистана.
80.Сущность международного терроризма. Участие
Республики Узбекистан в международных организациях по борьбе с терроризмом.
Террор – в переводе с латинского означает
«страх», «ужас»
Терроризм можно понимать как применение силы,
средств насилия для достижения противозаконных целей и власти.
Терроризм - насилие или угроза его применения
в отношении физических или юридических лиц, а также уничтожение или угроза
уничтожения имущества и других материальных объектов, создающие опасность
гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления
иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения
общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на
принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их
неправомерных имущественных и иных интересов ; посягательство на жизнь
государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его
государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую
деятельность; нападение на представителя иностранного государства или
сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а
равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся
международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или
осложнения международных отношений.
Международный терроризм - терроризм, выходящий
за пределы территории одного государства.
Проблема борьбы с терроризмом – приоритетная
задача во внешней и внутренней политике многих стран, в том числе и
Узбекистана. Он носит не локальный, а транснациональный, международный
характер. Одним из главных источников терроризма явл обстановка в Афганистане –
т.е. наркобизнес, распространение оружия, месторасположение Алькаиды.
Каримов, начиная с 1993 года постоянно
обращает внимание мировой общественности на необходимость сплотить силы для решения
афганского вопроса. Впервые эта тема была им поднята на 48 сессии генеральной
ассамблеи ООН в 1993 году. Однако вплоть до событий 11 сентября его слова
игнорировались. После террористических актов в Америке 11 сентября ООН приняла
ряд резолюций, под которыми подписался и Узбекистан.
6 октября 2001 года заявление Каримова, в
котором он определил 4 принципиальных подхода РУз к этим событиям:
1) РУз предоставляет воздушное пространство
для самолетов США
2) Налаживается обмен информацией между США и
Узбекистаном
3) Разрешается посадка для транспортных
самолетов и вертолетов США
4) Самолеты и вертолеты США используются
только в гуманитарных целях(продовольствие, медикаменты).
Там же определены 2 основные позиции
Узбекистана:
1 Не допускать наземные боевые операции с
территории Узбекистана против Афганистана
2 Не разрешать осуществлять бомбово-штурмовые
операции с территории Узбекистана
В интервью, данном российской независимой
газете, Каримов еще раз подчеркнул, что «после завершения контртеррористической
операции в Афганистане необходимость нахождения на территории Узбекистана
военно-воздушных баз каких бы то ни было стран отпадет сама по себе».
7 декабря 2001 ОМ обратился к народу
Узбекистану «Будем едины в борьбе с терроризмом»
Узбекистан поддерживает все резолюции ООН по
борьбе с терроризмом. В частности, в них записано, что нельзя предоставлять
террористам:
1) возможность использовать ресурсы других
стран
2) находить безопасное укрытие в других
странах
3) приобретать оружие
4) пересекать границы
ООН призвала государства объединить усилия в
борьбе с терроризмом. В резолюции №1373 утверждено создание
контртеррористического комитета.
Сотрудничество Уз с ООН отразилось в визите
Генсека ООН Кофи Аннана 18 октября 2002 года в Ташкент. На встрече с ним были
проанализированы вопросы:
борьбы с терроризмом
региональной безопасности
отношения между Уз и ООН
Афганистан до сегодняшнего дня является
источником терроризма. Поэтому в 1999 в Ташкенте состоялась встреча государств
(Узб, Казах, Тадж, Кирг, Россия, США, Пакистан и Иран) и создана группа «6+2».
Узб вошел в региональную антитеррористическую группу ШОС (Китай, Россия, Казах,
Тадж, Кирг). Каримов выдвинул инициативу создания ЦА
информационно-координационного союза по борьбе с терроризмом. В сентябре 2004
года на самете СНГ Каримов выдвинул инициативу по созданию перечня террор
организаций, деятельность которых должна быть запрещена.
В Уз принят закон «О борьбе с терроризмом»,
состоящий из 32 статей. Целью закона является регулирование отношений в сфере
борьбы с терроризмом. Основными задачами этого Закона являются обеспечение
безопасности личности, общества и государства от терроризма, защита
территориальной целостности и суверенитета государства, сохранение гражданского
мира и национального согласия.
Узбекистан участвует в работе Комитета по
борьбе с терроризмом при Совете безопасности ООН, в Антитеррористическом центре
СНГ, проводит соответствующую работу в рамках Шанхайской организации
сотрудничества, активно содействует усилиям Международной коалиции
антитеррористических сил
Сегодня имеются 13 документов ООН,
направленных на противодействие терроризму. Имеются в виду: 11 конвенций и два
протокола. Разрабатываются проекты Международной конвенции о борьбе с актами
ядерного терроризма и Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом.
В этой связи следует подчеркнуть, что
Узбекистан является участником всех действующих конвенций и протоколов ООН по
борьбе с терроризмом.
|